Бой танка - одиночки в Минске.1941 год

полковник Вердыш А.В.

Минск. 2015 г.


После войны на Минском моторном заводе работал мастером отдела технического контроля Малько Дмитрий Иванович. Его жена - Раиса Васильевна была машинистом насосно-компрессорной станции, а сын служил в Советской Армии. Все знали его как Ветерана труда, участника Великой Отечественной войны, но никто не мог предположить, что именно о нём было написано 14 июля 1941 года в американском журнале Time в статье «Третья неделя войны — в поисках второго дыхания». Вот что было написано:

«Русские ошеломили нацистов своей фанатичной храбростью. Немецкие репортеры описали безумную атаку одного русского танка в ходе уличных боев за Минск — он рвался вперед как динозавр, невзирая ни на что. Снаряды немецких противотанковых орудий изрешетили его башню, но бурое чудовище продолжало двигаться, ведя огонь во всех направлениях. В конце концов танк удалось поджечь; экипаж погиб вместе с машиной. »

За этот невиданный по дерзости и отваге рейд экипаж нашего танка уничтожил и вывел из строя около 10 танков и бронемашин противника, 14 грузовиков, 3 артиллерийские батареи. Были уничтожены и около 400 вражеских солдат и офицеров.

Старший сержант сверхсрочной службы Дмитрий Мальков к началу Отечественной войны имел богатый военный опыт службы в танковых частях. Он успел уже повоевать в Испании и в Финляндии. Оказался на службе в Военно-техническом складе НКО под Минском. Там же проживал в военном городке с женой Раисой, где их и застала война.

Утром, 27 июня 1941 года, начальник склада майор Денисковский отдал приказ о полной эвакуации. Семьи отправляли на восток санитарным транспортом, а военнослужащие загружали транспорты дефицитными запчастями. Из техники подготовили к маршу броневики. На поступивший из капитального ремонта танк Т-28(его экипаж должен быть 6 человек), не нашлось никого. Тогда Малько попросил у майора разрешения вывезти этот танк. Опытный водитель - механик Мальков убедил Денисковского, что сам сможет довести танк. Его поддержал политрук Фещенко. Начальник склада разрешил.

Дмитрий позвал на помощь жену Раису. Вдвоём они заправили танк, установили аккумуляторы, боеприпасы, погрузили всё, что можно, после чего повёл танк замыкающим в колонне броневиков.

Следовали по Могилевскому шоссе, когда их обстрелял немецкий самолёт. Рассредоточились. Во время авианалета , от близких разрывов бомб Т-28 заглох. Малько получает приказ взорвать танк и продолжить следовать в г. Могилёв в кузове одного из грузовиков с прочими бойцами смешанного состава. Но Дмитрий попросил разрешение под его ответственность отложить выполнение приказа – он попытается отремонтировать Т-28, танк совсем новый и не получил значительных повреждений в боевых действиях. Разрешение получено, колонна уходит. В течение суток Малько действительно удается привести двигатель в рабочее состояние.

Колонна ушла далеко и он достиг Березины, где присоединился к воинской части. По приказу её командира проводил разведку, уничтожал вражеский десант. А когда часть пошла дальше, остался в засаде на опушке рощи.

К нему подошли майор и четыре курсанта, направленные командиром части и укомплектовавшие его экипаж.Командиром танка стал майор.

Сам ст. сержант успел познакомиться только с одним курсантом - Николаем Педаном. Остальных курсантов запомнил лишь по именам: Александр, Сергей и Фёдор. Имя и фамилию майора не спрашивал.Всю ночь они обдумывают план выхода из окружения. Минск был захвачен немцами ещё 28 июня и являлся глубоким тылом фашистов. Могилевское шоссе наверняка перерезано немцами, нужно искать другой путь.

Оригинальное предложение об изменении маршрута высказывает вслух курсант Николай Педан. Дерзкий замысел единогласно поддерживается вновь сформированным экипажем. Вместо следования в расположение сборного пункта отступающих частей, танк помчится в противоположную сторонуна Запад. Они прорвутся с боем через захваченный Минск и выйдут из окружения по Московскому шоссе в расположение своих войск. Уникальные боевые возможности Т-28 помогут им осуществить такой план.

Топливные баки заполнены практически до крышек, боекомплект – хотя и не полный, но старший сержант Малько знает место расположения брошенного склада боеприпасов. В танке не работает рация, командир, стрелки и механик водитель заранее оговаривают комплекс условных сигналов: нога командира на правом плече механика-водителя - правый поворот, на левом - левый; один толчок в спину - первая передача, два - вторая; нога на голове - стоп. Трехбашенная громада Т-28 выдвигается по новому маршруту с целью жестоко покарать фашистов.

На брошенном складе они сверх нормы пополняют боекомплект. Когда все кассеты заполнены, бойцы наваливают снаряды прямо на пол боевого отделения. Тут наши дилетанты допускают небольшую ошибку – около двадцати снарядов не подходили к 76 мм короткоствольному танковому орудию Л-10: несмотря на совпадение калибров, эти боеприпасы предназначались для дивизионной артиллерии. В догонку погрузили 7000 патронов для пулеметов в боковых пулеметных башнях. Плотно позавтракав, непобедимая армия из шести советских воинов двинулась в сторону столицы Белорусской ССР, где уже несколько дней хозяйничали фрицы.

По свободной трассе, Т-28 несется к Минску на полном ходу. Впереди, в серой дымке появились очертания города, возвышались трубы ТЭЦ, заводские корпуса, чуть дальше виднелись силуэт Дома правительства, купол собора. Все ближе, ближе и необратимей... Бойцы смотрели вперед, с тревогой ожидая главный бой всей их жизни.

Никем не остановленный, могучий танк миновал первые немецкие кордоны и въехал в городскую черту, – как и предполагалось, фашисты приняли Т-28 за трофейную бронетехнику и не обратили никакого внимания на одинокий танк.

Первой жертвой танкистов стал немецкий велосипедист, которого буквально вмяли в асфальт. Танкисты проехали железнодорожный переезд, пути трамвайного кольца и оказались на улице Ворошилова(с 1990 года – Орловская). Здесь, у ликеро-водочного завода, на пути танка встретилась группа немцев: солдаты Вермахта осторожно грузили в грузовик ящики с бутылками спирта. Когда до анонимных алкоголиков оставалось метров пятьдесят, заработала правая башня танка. Гитлеровцы попадали у автомашины. Через пару секунд танк толкнул грузовик, перевернув его вверх колесами. Из разбитого кузова по округе стал распространяться спиртной запах .

Не встретив сопротивления и сигналов тревоги со стороны рассеянного паникой противника, советский танк углубился в границы города. В районе городского рынка, танк свернул на ул. Ленина, где ему навстречу попалась колонна мотоциклистов.

Первая машина с коляской самостоятельно въехала под броню танка, где была раздавлена вместе с экипажем. Начался смертельный аттракцион. Лишь на мгновение перекошенные от ужаса лица немцев показывались в смотровой щели механика-водителя, исчезая затем под гусеницами стального монстра. Мотоциклы в хвосте колонны попытались развернуться и удрать от приближающейся смерти, увы, попали под огонь башенных пулеметов.

Намотав на гусеницы мотоколонну, танк двинулся дальше, проезжая по ул. Советской, танкисты всадили осколочный снаряд в группу стоящих у театра немецких солдат. И тут возникла небольшая заминка – при повороте на Пролетарскую улицу танкисты неожиданно обнаружили, что главная улица города битком заполнена живой силой и техникой противника. Открыв огонь из всех стволов, практически не целясь, трехбашенное чудовище ломанулось вперед, сметая все препятствия в кровавый винегрет.

Среди немцев началась паника, возникшая в связи с созданной танком аварийной ситуацией на дороге, а также общим эффектом неожиданности и нелогичности появления тяжелой бронетехники Красной Армии в тылу германских войск, где ничто не предвещало такого нападения.

Оставляя за собой следы смерти и разрушения, машина полностью проехала всю улицу до самого парка, где была встречена выстрелом противотанковой 37-миллиметровой пушки .

Похоже, этом месте города советский танк впервые столкнулся с более - менее серьёзным сопротивлением. Снаряд высек искры из лобовой брони. Второй раз фрицы пальнуть не успели – танкисты, вовремя заметили открыто стоящую пушку и незамедлительно отреагировали на угрозу – на пушку обрушился шквал огня, превратив орудие и расчет в бесформенную груду металлолома.

В результате беспримерного рейда гитлеровцам был нанесён крупный урон в живой силе и технике, но главный поражающий эффект заключался в поднятии сопротивленческого духа жителей Минска, что способствовало поддержание авторитета Красной армии на должном уровне. Особенно велико значение этого фактора именно в тот начальный период войны, во время серьёзных поражений Имеются однозначные сведения, что в то время в городе оставалось значительное число местных жителей, ставших свидетелями этого невероятного случая, что повлекло за собой немедленное изустное распространение истории о подвиге советских воинов среди окружающего населения.

А наш танк Т-28 уходил по Московскому проспекту из логова фрицев. Однако, дисциплинированные немцы вышли из шокового состояния, преодолели страх и попытались оказать организованное сопротивление прорвашемуся в их тыл советскому танку. В районе старого кладбища Т-28 попал под фланговый огонь артиллерийской батареи. Первым же залпом была пробита 20 мм бортовая броня в районе моторно-трансмиссионного отделения. Но горящий танк продолжал движение до последней возможности, все время получая новые порции немецких снарядов. Майор приказал покинуть гибнущую боевую машину.

Старший сержант Малько вылез через люк механика-водителя в передней части танка и видел, как из командирского люка наружу выбрался раненый майор, отстреливаясь из табельного пистолета. Сержант успел отползти к ограде, когда сдетонировал оставшийся в танке боекомлект. Башню танка подбросило в воздух и она упала на прежнее место. В возникшей суматохе и пользуясь значительным задымлением, старшему сержанту Дмитрию Малько удалось скрыться во дворах частных домов и через три недели, прибившись к группе отставших бойцов во главе со сбитым накануне лётчиком, вышел к нашим нашим у города Рославль Смоленской области.

Малько осенью того же года удалось вернуться в кадровый строй боевых частей Красной Армии в прежней воинской специальности. Он сумел выжить и пройти всю войну. Окончи воевать в Пруссии в звании старшего лейтенанта.

Удивительно, но в 1944 году, он въехал в освобожденный Минск на Т-34 по тому же Московскому проспекту, по которому он в 41-м пытался из него вырваться. Удивительно, но он увидел тот свой первый танк, который отказался бросить и уничтожить под Березиным и который потом с таким трудом смогли уничтожить солдаты Вермахта. Танк стоял на том же самом месте, где был подбит, аккуратные и ценящие порядок немцы отчего-то не стали его убирать с трассы.

Рассказывали, что по ночам на почерневшей от огня броне появлялась надпись «Смерть фашистам!».

Многие минчане, как во время оккупации города фашистами, так и после их изгнания видели стоявший невдалеке от Комаровского рынка обгоревший советский танк. Правда, тех, кто не был сведущ в военном деле, удивляли формы машины. Она не была похожа ни на довоенный танк БТ, ни тем более на хорошо знакомый Т-34. Лишь ветераны-танкисты могли безошибочно определить, что это Т-28. Долгое время танк стоял у Комаровского рынка примерно напротив того места, где сейчас находится здание Минской филармонии… Позже, когда его убрали, остались лишь легенды… .

Рассказу Малько о том бое никто тогда не поверил. Лишь в 1966 году, когда факт боя подтвердил Николай Педан, Дмитрию Ивановичу Малько вручили орден Отечественной войны I степени.

Всего за время рейда одинокого Т-28 по Минску танкисты уничтожили и вывели из строя около 10 танков и бронемашин противника, 14 грузовиков, 3 артиллерийские батареи. Немцы понесли и немалые потери в живой силе – «огненный танк» уничтожил 360 офицеров и солдат вермахта.

Николай Педан был тогда в Минске схвачен немцами и почти четыре года провел в плену. Вначале его вместе с тысячами других пленных красноармейцев держали в лагере в Минске, возле парка имени Челюскинцев, — морили голодом, избивали, травили собаками. Потом перевезли в товарняках в концлагерь на территории Польши. Здесь Педана и других узников заставляли от зари до зари долбить камень и возить его тачками из карьера для строительства дороги. Оттуда Николай с одним своим товарищем бежал, но их поймали. Товарищ погиб, а Педан попал в штрафной блок и еле остался жив после изощренных пыток и издевательств, творимых фашистскими охранниками. Потом почти год он мучился в так называемом отборочном лагере, где узники зимой находились под открытым небом, на снегу, и того, кто не замерзал, отправляли дальше на работы, а окоченевших бросали в печи крематория. Это было изуверское «испытание на выживание», которое применяли гитлеровцы к нашим военнопленным. Последний год войны Николай провел в фашистском концлагере в городе Ульм, на территории Южной Германии, где содержались русские, французы, бельгийцы, поляки. Он прошел все круги фашистского ада и дожил до победы. После разгрома гитлеровской Германии и освобождения из лагеря Педан вернулся в Красную Армию, а после демобилизации уехал к себе на Украину и трудился в совхозе.

Уцелел и ещё один член героического экипажа - курсант Фёдор Наумов. Он был укрыт местными жителями и потом ушёл к партизанам. Воевал в отряде до своего тяжёлого ранения в 1943 году, после чего был отправлен на Большую землю.

Загадкой, несмотря на все усилия осталась личность командира - майора. Предположительно, это был Васечкин Андрей Александрович


Видеофильм, где Вы увидите рассказ самого Героя- Дмитрия Ивановича Малько