Куда ползёт белорусский менеджемент


Вердыш А.В.

Единственная структура в Республике Беларусь, которая размещает полную и постоянно обновляемую информацию о всех предприятиях, товарах и услугах в Международном банке деловой информации KOMPASS INTERNATIONAL,тиражирует эту информацию на CD и в печатных изданиях, является НИЦ KOMPASS,расположенный в Минске по ул.Волгоградская.

Всё это осуществляется на договорной основе,по низким ценам,в белорусских рублях,что совершенно несопоставимо с аналогичными услугами, которые оказывают иностранные и некоторые белорусские информационно- издательские фирмы.

Казалось бы - совершенно благое дело,способствующее развитию нашего рынка,продвижению товаров и услуг.Но не тут-то было...

Поскольку я связан с Беларусским представительством KOMPASS договор- ными обязательствами,я,конечно,не могу называть ни предприятий, ни их руко- водителей,но не написать про общие проблемы,которые вижу ежедневно,тоже не могу-накипело...

Кажется очевидным,что целью любого предприятия является извлечение прибыли различными способами.Для того чтобы прибыль увеличивать надо руко- водителям постоянно работать всеми своими извилинами (в т.ч. и той что ниже спины).Неделю отдохнёшь,а менеджеры у тебя тупые(блатные,больные,некомпетентные, необученные,недоученные и т. п.) и за это время твою нишу в рынке займёт кто-то другой-более успешный,и ты уже можешь дальше отдыхать вместе со всеми своими подчинёнными,правда уже без денег(без Канар,Мерседесов,коттеджей и прочего).

Это пока у нас переходной( и надо заметить очень короткий) период,есть руководители которые могут позволить своему мозгу не работать какое-то время (бабы,водка, гармонь),но год-два и про них уже никто и никогда не вспомнит.

Итак,рассмотрим только информационную составляющую маркетингового продвижения наших товаров и услуг по ролям их руководителей.

1.Руководители-для коих все современные экономические термины есть нецензурная брань в руководящем кабинете.

Их значительное число среди государственных и полугосударственных структур. В руководимых ими предприятиях(обществах,кооперативах и т. п.) никаких подраз- делений маркетинга нет,либо они существуют формально и напичканы сёстрами,братья- ми,детками нужных людей и прочими некомпетентными лицами.Очевидные познания у таких "лидеров" хранятся в области вымогания,хищения и траты бюджетных средств и умелом лавировании между вышестоящими властными структурами.По наносимому вреду они сравнимы с диверсантами и зачем они тут одному Богу известно.Говорят,что они "крепкие хозяйственники",но это мне не понятно,так как основы рыночной экономики доступны даже ребёнку со средним образованием и раз они к этому не способны, значит "крепкий хозяйственник"-это,наверное,воспитаник спецшколы для детей с кри- минальными или умственными проблемами.

Поскольку такой тип руководителей присутствует и в среде частного бизнеса, то это вообще удивительно. Однако присмотревшись понимаешь,что это МЧП-просто контора по отмыванию денег или паразитное ответвление от чего-то государствен- ного.Маркетинг ему не нужен уже по определению.

2.Руководитель слаб в вопросах маркетинга,но стихийно(или по инерции,по указанию свыше и пр.) работают компетентные сотрудники в подразделения маркетинга.

При такой ситуации маркетологам предприятия трудно реализовать здравые идеи. Зачастую они просто плюют на судьбу предприятия и переходят "на подножный корм". То есть за мзду,например,в 50 баксов подсунут начальнику проплату в какой-нибудь коммерческий справочник распространяемый мизерным тиражом в рамках Минской коль- цевой дороги или подсунут знакомого сделающего для предприятия 1000 цветастых и бессмысленных рекламных буклетов.

На вопрос-"А почему Вы ребята не растолкуете шефу,свои идеи?",обычно гово- рят-"А Вы сами попробуйте это сделать за 2-3 минуты,которые он Вам уделит и убе- дитесь,как это сложно".

Ситуация также патовая.Сплошной убыток фирме.

3.Начальник знает современный маркетинг,но сотрудники по данной линии некомпетентны.

Такое возможно только в гос.секторе.Руководитель,связанный личными обяза- тельствами,давлением вышестоящего начальства и т.д.,не обладая достаточными во- левыми качествами,укомплектовывает свою наиглавнейшую службу кем попадя.За что и страдает.Работники маркетинга имитируют кипучую деятельность,вносят глупые( часто дорогостоящие) идеи,изолируют руководителя от принятия правильных управленческих решений.Поскольку руководитель человек занятый и,вполне естественно,не может знять всё,то в его действиях могут быть ошибки вызванные неверной информацией службы маркетинга.

В одной такой (весьма солидной) организации я обучал (часа 3) сотрудников управления маркетинга тому,как искать необходимую им информацию в Интернете с использованием системы KOMPASS INTERNATIONAL,как правильно организовать информ.обслуживание клиентуры,показал им в действии свою личную программу прог- нозирования рынка и основных статистических показателей и так далее.Обо всём этом я попросил их,в сжатом виде,естественно,доложить своему руководителю.Когда же я с ним встретился то оказалось,что они сообщили руководителю о том,что я расска- зывал что-то про Интернет и всё.После того как я ,вкратце, пересказал всё руково- дителю,он мгновенно оценил моё предложение,побагровел,вызвал весь этот "марке- тинго" и,в моём присутствии,покончил с их трудовой биографией.

На другом предприятии,после указания руководителя о подготовке списка това- ров и услуг,для включения в Международную базу данных,отдел маркетинга,работая неделю,коллективно изобразил такую чепуху,что я вынужден был полностью это сде- лать сам за 1 час,посадив возле себя Гланого инженера и технолога.

4.Руководитель компетентен,в маркетинге работают современные специалисты. В такой ситуации недостаточный маркетинг обусловлен только некоторым недостат- ком нужной информации.Вот для этого я и хочу дать некоторые полезные советы.

1.Сотрудники занимающиеся маркетингом обязаны уверенно работать на компьютере,ис- пользовать Интернет и электронную почту,знать общую теорию построения баз данных, сущность и современные методы маркетингового продвижения товаров и услуг.Они обя- заны прекрасно знать номенклатуру товаров и услуг предприятия и уметь взаимодей- ствовать в их описании с инженерами и технологами предприятия.Обязаны иметь чёткое представление о специфической терминологии и стандартах,потенциальных возможнос- тях предприятия и уметь прогнозировать основные маркетинговые показатели с по- мощью современных электронных систем(например, с той,что у меня на сайте).

2.Есть специализированные фирмы,проводящие исследования в области маркетинга.На- пример, НИЦ ПН KOMPASS в Минске.У них можно получить очень важную информацию по планированию бизнес-деятельности по видам товаров,услуг и регионам страны и мира.

3.Самое важное в маркетинге-это рассчитать момент насыщения рынка определённым товаром и услугой,для качественного и своевременного перехода к иной деятельности. Это невозможно сделать без анализа и выполнения пунктов 1 и 2.

4. В отличие от западных бизнесменов,практически лишённых человеческих чувств, кроме дежурной вежливости,наши,как выразители широкой славянской души,зачастую терпят поражение уже на стадии предварительных переговоров с потенциальными кли- ентами давно живущими по волчьим законам рынка. Так директора выкладывают,с поро- га о степени изношенности оборудования,засилии бюрократии,о своих личных(умствен- ных)проблемах,плохих дураках и неудовлетворительных дорогах,о всех секретах произ- водства,комплектования и сбыта.В то же время западный бизнесмен у которого всё производство-это 10 негров,собирающие под пальмой видики из китайских комплекту- ющих,сделает важный вид и скажет,что у него "есть високи технологий",мгоучее произ- водство и не выдаст Вам ровно ничего полезного.Никогда.Вы попробуйте в США свободно найти технический журнал или книгу,где описано подробно что-либо,кроме общего вида и приблизительной схемы.Коммерческая тайна,однако.

Однажды в японском магазине в Осаке мы,по незнанию,в продуктовом магазине заказали магнитофон. Так хозяин,как позже выяснилось,сбегал в соседний магазин и принёс магнитофон,не став нам обьяснять что его профиль -продукты. Имидж-прежде всего.Он же сказал,при входе,что у него есть всё.

5.Массированная рекламная атака,конечно,может сделать чудеса и зазомбировать на ВАШ продукт хоть всё население.Но стоит денег.Вот Procter and Gamble тратит в год около 5 миллиардов долларов на рекламу и собирает с миру соответственно.А наше предприятие производящее аналогичную или (кстати,очень часто)лучшую продукцию довольствуется крохами.Нет таких средств на рекламу.Нет раскрученного бренда. Но все когда-то начинали.Почитайте биографии ВЕЛИКИХ современных японских и др. бизнесменов.

Так что если Вы начали с нуля своё предприятие сделайте логотип (редко сами, если вы не художник-дизайнер и раскручивайте его ВСЮ жизнь.И будете стоить как МИЦУБИСИ сейчас.

У нас же не только у большинства предприятий нет логотипа,товарных марок,но но и своей электронной почты и сайта.А это важнейший элемент имиджа.Доменные адреса сайтов и адреса E-MAIL иногда стоят уже миллионы долларов.

6.Где и как размещать рекламу-вопрос стратегический.Это определяется специальным анализом,который обычное предприятие сделать не сможет.Надо учитывать специфику товара-услуги(или их комплекс),психологический портрет потребителя,его райониро- вание,режим дня и прочее,и прочее.Множество наших предприятий это делает бессис- темно и затратно.

Для всех,кто производит товары и услуги,торгует оптом,или работает хотя бы в масшта- бах области, лучшее на сегодня-это разместиться в Едином Междунарождном Фонде информации системы KOMPASS INTERNATIONAL.Это наиболее дешёвое и правильное решение. По договору с НИЦ KOMPASS можно будет иметь доступ к деловой информации в Белару- си,СНГ и всго мира,получать необходимую для успешного маркетинга информацию.

Рассчитывать,что создав собственный сайт(что безусловно нужно),Вы автомати- чески становитьесь видны всему миру-наивность. В Интернете более 3,5 миллиардов сайтов(а страниц???),поисковые машины работают по различным критериям релевантности и стоит всё БОЛЬШИХ АМЕРИКАНСКИХ ДЕНЕГ.Именно поэтому все развитые страны всё толкают в один сайт- KOMPASS по строго структуированной базе данных, где все товары и услуги также едино структуированы.Контроль актуальности данных позволяет получать нужную и достоверную информацию. Надо также знать,что 90% ин- формации Интернета -это хлам,которому нельзя верить и с 1990 года Интернет никем не управляем и живёт САМ по закону живого организма.

Почему всё же лучше в Интернет разместиться? Да потому что весь мир там ищет уже информацию,а не спрашивая бабушек на улице.А то один наш крупный завод разместил информацию о своих станках на радио FM,в развлекательной телепередаче за ОЧЕНЬ большие деньги.Результат-НОЛЬ.Где вы видели серьёзного бизнесмена- производственника,который слушает музыку FM и смотрит что-то по телевизору,кроме новостей.Это если "...на Дерибасовской открылася пивная" или гербалайф,тогда надо телевизор и радио привлекать или листовки расклеивать в местах общего пользова- ния.