Ян Кобак- жолнеж Польский

Алексей Полянский

(Данный материал на польском языке также опубликован в Гродненской газете "GLOS znad Niemna" №5 за 2007 г.)

Не знаю чем, но полюбился мне этот польский солдат, память о котором была зарыта в землю, в самом , что ни есть прямом смысле. Когда мы начали восстановительные работы, его солдатский памятник - крест, с ажурным оголовком был найден, а точнее откопан одним из первых. Не поврежденная временем и прочими природными явлениями за 65 лет бетонная поверхность креста выявила чёткую надпись имени, фамилии, даты гибели и воинской принадлежности.

Читаем - "JAN KOBAK 15. 10. 1920 SZER. 9 K. 56 P. P. " Старинная часть польского кладбища, расположенного на высоком холме юго-восточной окраины Нового Сверженя, большого старинного селения на левом берегу Немана, уже лет 70 и более не принимает к себе на покой вечных жителей.

Среди буреломов, переплетённых кустарниками, среди повалившихся надгробных камней, большинство из которых полностью обросли мхом, мне удалось отыскать очень старое, по дате захоронение. Отчистив с гранитной плиты зелёную траву , прочитываю: ADAM ANTOSZEWSKI 1833 г. С такой фамилией сейчас уже нет у нас никого из жителей.

Тут же, почти рядом в крайней степени разорения и упадка могилы двух сверженских ксендзов. Один из них ксёндз proboszcz JAN TRACEWSKI умер 83 лет от роду 4 LUTECO 1865 года. И совсем не вызывает удивления, когда замечаешь поблизости захоронения евреев, с характерными памятниками в виде ствола дерева с обрубленными ветками - это значит, что ветвь рода закончилась.

Жизнь и любовь переплетали человеческие судьбы жителей верхнего понемонья с незапамятных времён. Веротерпимость, вероуважаемость живёт у нас и поныне. Муж- католик, а жена провославная или наоборот нормальное явление в нашей духовной жизни.

На бывшей в прошлом базарной площади местечка Свержно, так оно называлось до середины 19-го века, стояли рядом костёл Петра и Павла, Успенская церковь и еврейская синагога из красного кирпича. В 1941 году фашисты взорвали синагогу, около её устроили гетто. В окрестностях Нового Сверженя, на еврейском кладбище было расстреляно три тысячи евреев, из них около тысячи человек местные жители. В том же 1941 году фашисты и их пособники из местных националистов снесли, закопали, разрушили воинское захоронение польских солдат, которое по воспоминаниям старых жителей, насчитывало более 300 крестов и, занимая всю северо-западную часть холма, примыкало к старинному польскому кладбищу. На расчищенном от крестов месте были установлены казармы для немецкого гарнизона.

Время, время: Если бы польский мальчишка JAN KOBAK мог тогда, в далёком начале 20-го века представить какой мировой пожар разгорается и каким огненным ураганом пронесётся над его страной через несколько лет после его будущей смерти.

Но его родина, его родная Польша получила исторический шанс возродиться вновь, как самостоятельное, независимое государство по причине внезапного разрушения Российской империи. Родине были нужны солдаты. И они встали эти героические польские парни. И через двадцать лет, после того как тебя убьют мой герой JAN KOBAK, твои младшие братья, такие же героические, как ты встанут и освободят твою родину от фашистского порабощения.

Сержант Ян Кобак должен был жить. Как тяжела война, когда враждующие стороны говорят, понимая друг друга. Военный успех и отступления познали и поляки, и русские.

Амбициозность военных, политические просчёты правительств стали пагубной причиной неприятия дипломатического предложения к прекращению братоубийственной войны получившее название " линия лорда Керзона . "

История и события последующих десятилетий всё равно расставила границы образовавшихся независимых государств на исторические места. Жёсткий приказ маршала Юзефа Пилсудского - наступать , не взирая на потери до бывших границ Речи Посполитой, того аморфного государства, исчезнувшего с карт мира сто пятьдесят лет назад, обливал кровью пыльные дороги и крестьянские поля.

Железная дорога Брест-Литовск - Столбцы - Койданово , этот единственный дымящийся ручей, снабжавший польскую армию боеприпасом, продовольствием и вывозивший назад пораненных и убитых, как средняя линия разрезала позицию наступления и обороны 56 пехотного полка. Уже в начале октября 1920 года из русских окоп были слышны радующие слух возгласы - перемирие, перемирие. Какое там перемирие, когда из штаба маршала шли суровые циркуляры "..за попытки перемирия расстреливать на месте."

Но война уже как будто остановилась. На стрельбу из польских траншей русские отвечали редким, без прицельным выстрелом из орудия, да коротким как кашель больного, хрипом пулемёта.

К вечеру пятнадцатого октября по телеграфу, с опозданием на три дня, из штаба маршала пришла долгожданная весть - перемирие.

Ян Кобак лежал у дверей блиндажа ещё тёплый, очень красивый и непривычно большой. На опушке раззолоченного березняка в густой порыжевшей от утренних приморозков траве лежали рядами без головных уборов окровавленные солдаты, окончившие войну ; в ожидании отправки к своему последнему пристанищу. Белые полотняные квадраты, нашитые поверх шинелей, стали их последним документом личности.

Любая война показывает, как хрупка человеческая жизнь и как беззащитен конкретный человек перед механизмом государственной машины. Война и публичная казнь откладывает на генетическую память людей отпечаток злобы и жалости. Нет необходимости подсчитывать какая из враждующих сторон, той не объявленной войны, на которой был убит солдат Ян Кобак понесла потерь больше, если сегодня почти век спустя, открываются утраченные имена погибших воинов, как и не известны до ныне имена тысяч красноармейцев, пропавших бесследно в польских концлагерях. Трагедия для стран и народов наступает, если происходит переориентация правительственных программ на укоренение в сознании своих граждан принятия неизбежности военного конфликта. Все военные пожары в 20-м и 21-м веке в Европе, на ближнем и дальнем Востоке произошли в этой роковой закономерности. Закон, сформулированный К. Марксом, о получении и распределении прибавочной стоимости существует с доисторических времён. Власть, Политика и Капитал давно срослись в трёхглавого монстра. Политика обслуживает Капитал. Человек Политик - это мушкетёр Капитала, фехтующий своим языком. Политики, приводящие народы к войне - убийцы. Политики, посылающие солдат на войну - убийцы. Политики, равнодушные к развязанным военным убийствам людей - убийцы из-за угла.

Площадка земли, на которой встали солдатские кресты, окружив одноглавого орла на главном памятнике неизвестному польскому солдату, поражает своей непривычной для глаза стройностью рядов. От недавно спиленных высоченных сосен, стоявших тут остались невысокие пеньки. Я опускаюсь на один из них около креста полюбившегося мне Яна и вступаю с ним в разговор, вернее с его душой, кружащейся надо мной и вновь обретённым местом её земной обители. Я спрашиваю его, а знал ли он, что земли, которые им завоёвывались, принадлежали древним, непокорным племенам людей называвших себя литвы? Конечно, он этого не знал. Балтские племена литвы приплыли в верховья реки Неман около пяти тысяч лет тому назад. Здесь же осела какая-то часть гуннов, уставших, от своих безумно тяжёлых переселений. Сюда, как на край земли, уходили из-под гнёта римской империи европейские племена, и позже, спасался здесь в непроходимых лесных и болотистых дебрях от крестоносцев и феодалов, угнетённый люд. Вокруг обширной территории верховий Немана и его многочисленных притоков уже образовались княжества с центрами Полоцк, Смоленск, Чернигов, Туров, Пинск, Новогородок, а языческие разноплемённые поселения литвы оставались воинственными и непокорными.

История сохранила имя князя Миндога, первого изменника племён литвы, перешедшего на сторону правителей Новогородка ( теперь г. Новогрудок ) в 1235 году и начавшего покорение своих одноплеменников. После присоединения земель племён литвы в конце 13-го века к Новогородку это княжество должно бы называться литвинским, однако, летописцы, составлявшие свои летописи на старославянском языке, стали называть его княжеством литовским. Утверждают, что душа человека бессмертна и даже находятся примеры переселения души в другого человека, через несколько поколений. В тот осенний пасмурный ноябрьский день я почувствовал, что душа солдата Яна где-то рядом и хочет меня спросить, почему о Яне, о его погибших однополчанах Родина надолго забыла? Разве уже исчезли с лица земли поколения родных им людей? Вероятно, что в свои последние секунды, а может мгновения, той так давно оборвавшейся жизни, солдат думал о памяти, которую он о себе оставляет. Исторический факт свершился. Теперь вновь весь мир знает, что солдат 9К. 56 P. P. ЯН КОБАК захоронен в земле старинного белорусского села Новый Свержень, как и множество других солдат с именем и безымянно, погибших солдатской смертью на той далёкой, необъявленной войне 1920 года между Польшей и Россией.

Желание восстановить разрушенное воинское захоронение польских солдат жило в народе, да боялись тогда партийных властей. Что ни говори, они когда-то воевали против молодой страны Советов. Долгие годы, ветераны Великой Отечественной, смотревшие смерти в лицо, не решались и заикнуться перед партийно-советскими органами власти, чтобы восстановить памятник на братской могиле советских воинов, погибших при освобождении Нового Сверженя от фашистских оккупантов, 1 - 3 июля 1944 года. Этот памятник на братской могиле находился в перечне исторических памятников Белоруссии, но был разрушен местными властями в 1965 году. Проходили десятилетия, а память о воинах односельчанах, погибших на полях сражений с фашистами, так и не была увековечена. Не в одночасье сознание и поступки человека освобождаются от стереотипа во всей жизни навязанного коммунистическим прошлым. Чтобы собрать воедино патриотический потенциал наших односельчан, было решено в 2004 году: снять документальный видеофильм под названием: " О разрушенных воинских памятниках в Новом Свержене."

Рассказанные с экрана события прошедших лет, воспоминания ветеранов, краеведов и просто уважаемых в жизни людей, вызвали всеобщее признание, что по старому жить уже нельзя. Фильм дал толчок новому пониманию жизни в нашем местечке. Уже через год в 2005 мы снимали на наш видеофильм 8 мая в шестидесятую годовщину великой Победы, торжественное открытие в Новом Свержене памятников, так необходимых для патриотического воспитания подрастающих поколений. На 23 участке, в Галерее Воинской Славы Храма Христа Спасителя в Москве есть надпись о сражении 1 ноября 1812 года при Новом Свержени, в котором русские войска разбили отряды французов и ополчения, закрывавшие подходы с запада к Минску. В память об этой победе на торговой площади в Свержени был установлен памятник из красного гранита с двухглавым орлом наверху. После захвата войсками Пилсудского наших территорий польские власти разрушили этот памятник в 1920 году. Но у нас нет сегодня претензий к правительству Польши за тот вандализм, который был совершен во времена диктатуры польского маршала. К 200-летию победы над Наполеоном мы восстановим и этот памятник.

В месяц Ружанцовы 2006 года без публичной помпы и прилюдных, декоративных клятв верности и взаимного прощения жители Сверженя восстановили воинское захоронение польских солдат. В рабочей группе были ветераны и молодёжь, учителя, инженеры и рабочие; белорусы, поляки и русские, православные и католики. Люди труда всегда понимают друг друга. На видеофильм было отснято и это событие.

Так движется история.

Из далека прошедших лет- солдат Ян Кобак , не враг белорусу или русскому человеку. Этот позабытый своей родиной убитый польский солдат и захороненный в земле дружественного славянского белорусского народа не сегодня, так завтра станет в свободной Польше национальным героем. Открылась возможность для оставшихся потомков узнать, где покоится их погибший солдат. Всего было обнаружено 93 памятника, на 46 из них имеются фамилии и номера воинских частей, где они служили. Среди них 42 рядовых солдата, 3 капрала и один офицер в звании порутчика. Скупые мужские слёзы стояли в глазах посла Польши в Беларуси Александра Василевского, когда он от лица своего правительства выражал искреннюю благодарность простым жителям белорусского села, за их труд и восстановленную память. Так мы сделали свой маленький шаг к взаимной дружбе народов.