Чего ожидать от новой власти Украины?

Георгий КРЮЧКОВ-народный депутат Украины III и IV coзывов, сопредседатель Всеукраинского общественного объединения «Левая оппозиция»

Исход недавно состоявшихся президентских выборов оказался в значительной мере неожиданным, хотя их результаты были объективно обусловлены.

Несмотря на массированное попрание правовых и моральных норм проведения кампании, навязчивую рекламу, запугивание, почти три четверти граждан, пришедших на избирательные участки, отвергли кандидатуру П. Порошенко и доверили высший государственный пост в стране на предстоящие пять лет В. Зеленскому -- человеку, не имеющему никакого опыта государственной деятельности.

От нового президента ожидают, что он будет делать «не так», как Порошенко

Провал Порошенко, учитывая доведенное при его президентстве до катастрофического состояние отечественной экономики, обнищание большинства населения, невиданный разгул коррупции, вызывающее пренебрежение законностью, правами граждан, фактическую утрату Украиной государственного суверенитета, превращение ее в самую отсталую, бедную, вымирающую страну континента, а также его личные качества -- лживость, жадность, высокомерие, вполне объясним: его самого и возглавляемую им власть в обществе просто возненавидели. Свидетельством тому стали беспрецедентно низкие показатели доверия ко всем ветвям и институтам власти -- президенту, парламенту, правительству, правоохранительной, особенно судебной системе.

Но видеть в случившемся только личное поражение Порошенко было бы упрощенчеством. Избиратели более чем убедительным большинством отвергли курс, который он навязал Украине и проводил, выслуживаясь перед Западом с упорством, достойным лучшего применения. Без учета этих обстоятельств и радикального пересмотра политического курса невозможно рассчитывать на изменения к лучшему в стране.

Это, по моему мнению, главный вывод из итогов президентской кампании.

Фактом, что почти из четырех десятков претендентов выбор пал на В. Зеленского, был в очередной раз подтвержден вывод исследований общественного мнения, проводившихся в последние годы социологическими службами: среди рвущихся к власти деятелей, имена которых на слуху, не просматривается таких, которым общество без колебаний доверило бы высший государственный пост. А ведь среди претендентов было немало таких, которые имеют большой опыт государственной деятельности, -- но они показали, на что способны. В Зеленском же большинство избирателей видели человека, не запятнанного коррупцией, к тому же талантливо критиковавшего средствами театральной сатиры бездарную власть. Они ожидают, что, даже не имея опыта, Зеленский будет стремиться делать не так, как его незадачливый предшественник, не станет повторять его ошибок.

С оптимистическими ожиданиями были встречены сделанные Зеленским в инаугурационной речи заявления, особенно обещание сделать все для прекращения войны на востоке страны. С одобрением, как свидетельство решительности нового президента, воспринято подавляющим большинством досрочное прекращение полномочий опостылевшей, опасно деградировавшей Верховной Рады.

Но уже первые практические шаги Зеленского на посту президента вызыют недоумение. Впрочем, в глубоко расколотом по многим принципиальным позициям обществе иначе и быть не может. Больше беспокоит другое: по одним и тем же вопросам, далеко не рядовым, Зеленский высказывает разные, порой взаимоисключающие мнения, принимает не всегда убедительные решения.

Возникают закономерные вопросы: каков же Зеленский истинный? Какова его настоящая позиция? Чего от него можно ожидать? Все чаще звучит: не получили ли мы в его лице второе издание Порошенко?

Ответить на эти вопросы непросто. В душу человека, тем более политика, государственного деятеля, не заглянешь. Судить можно и нужно, как говорилось еще в Библии, только по делам, учитывая конкретную ситуацию, в которой политику приходится действовать. А в этом отношении Зеленскому не позавидуешь. Он взвалил на себя ответственность за страну с огромным количеством сложнейших проблем, не имея опыта их решения, хотя бы минимального числа более или менее подготовленных, надежных единомышленников, не говоря уже о кадровом резерве, а также организованной политической силы, на которую мог бы опереться. Ведь «Слуга народа» и сегодня в значительной мере фантомная партия. Если она и займет ведущее место в парламенте по итогам предстоящих выборов, как прогнозируют аналитики, то главным образом благодаря имени своего лидера.

В оппозиции президенту -- с первых дней

С первых шагов, а точнее, еще в ходе избирательной кампании стало очевидно, что Зеленскому противостоит мощная, организованная сила в лице обанкротившейся, потерпевшей крах, но жаждущей реванша команды Порошенко. В ней -- руководство Верховной Рады и большая часть депутатского корпуса, поддерживающая крайних радикалов, Кабинет Министров, значительная часть высшего командования Вооруженных сил, руководство Генеральной прокуратуры, других правоохранительных органов. На ее поддержку в любой момент могут встать организованные вооруженные образования боевиков, прошедших основательную выучку и школу боевых действий на востоке страны.

Своей позиции по принципиальным вопросам развития страны Зеленский еще не высказал. Да и есть ли у него сложившаяся, четко сформулированная позиция -- вопрос. Вместо него в некоторых случаях высказываются советники. Но их ответы порой свидетельствуют о том, что и они слабо ориентируются в таких проблемах. Например, один из них заявил, что в экономике власть будет руководствоваться либертаризмом (то есть неолиберализмом), который на Западе подвергается критике как не оправдывающая себя в современных условиях политика. Ведь именно в условиях либеральной экономики возникли и заняли господствующие позиции олигархи, расцвела коррупция, против чего обещает бороться новый президент.

Открытой трибуной для оппозиции избранному президенту стала Верховная Рада. Ее руководство сделало все, чтобы оттянуть инаугурацию Зеленского, демонстративно отвергает вносимые им законопроекты, в том числе по кадровым вопросам, требующим неотложного решения.

Сделана попытка не допустить досрочных парламентских выборов, добиться признания не соответствующим Конституции президентского указа о прекращении полномочий Верховой Рады. Конституционный Суд сорвал эту попытку, приняв в острой борьбе большинством голосов решение о конституционности указа, которое я бы назвал виртуозным.

О том, что Украину не оставит без своего «внимания» Запад, прежде всего Соединенные Штаты Америки, заявили  сразу же после выборов официальные американские деятели. Уже состоялись визиты в нашу страну представителей ряда ведомств США. Их дипломатический корпус в Украине укреплен опытным исполняющим обязанности посла. Принято решение о выделении Украине солидной военной помощи.