Техника-дело серьёзное.

Вердыш А.В.


	Мне,как советскому патриоту,конечно,больно это писать,но наша,
порой очень хвалёная,техника имела всегда большой недостаток-это
недружественность к человеку её эксплуатирующему.
	Впервые я с этим столкнулся лично,когда в 17 лет сел за штурвал
зерноуборочного комбайна СК-4 на казахстанских целинных землях.Господи
помилуй!!!
	Месяц я свой комбайн готовил к уборке: ремонтировал,смазывал,
подкрашивал. Ведь надо было в короткий срок намолотить больше зерна(в
Северном Казахстане очень мало времени на жатву-непредсказуемый климат,
например, снег мог плотно лечь в сентябре).
	С началом уборки наши комбайны начинали издеваться над нами самым
циничным образом. Что только не ломалось. Отпадали рычаги,муфты,штифты,
тяги. Крошились шестерни,рассыпались, ежедневно смазываемые, подшипники.
Лопались  приводные ремни. Единственная деталь которая у меня до сих пор
вызывает благоговение-двигатель СМД. Он всегда работал(если его не глу-
шить,так как пустатель был очень ненадёжен).
	Таким образом 80% рабочего времени (с 5-30 часов утра до 01 часа
ночи) я был занят мелким средним и капитальным ремонтом своего комбайна,
вместо того, чтобы давать план по зерну. Проработав несколько сезонов,я
пришёл к выводу,что комбайны нам сделаны по заказу ЦРУ,чтобы угробить
наше хозяйство,людей и истощить ресурсы металла в стране Советов.
	Всю свою дальнейшую жизнь,имея дела с техникой (и в период службы
в инженерных войсках и системе МВД),я постоянно наблюдал подтверждение
свей теории диверсионной атаки империализма,на самых разных примерах,от
мотоциклов,автомашин до самолётов. До сих пор не забуду,как наше
спецподразделение направляясь в опасную командировку на самолёте АН-24,
совершало аварийную посадку в снег. Оказалось, что гидросистемы и стойка
шасси плохо работают. На моих глазах,после ужасной посадки,лётчики,с
помощью кувалды,поправили шасси и как ни в чём не бывало улетели обратно.
	Один из моих сослуживцев был танкистом в Отечественную войну.Он
рассказывал, что у его экипажа были стальные вёдра с прорезанными щелями,
напоминающие шлемы рыцарей. Они эти вёдра, в бою,одевали на голову,так
как от ударов мелких калибров микроосколки брони жалили лицо,а эта народная
хитрость-помогала. Я ему не особо верил-шутка армейская. Но обобщив
жизненный опыт,теперь верю.
	Вот мы гордимся своими танками времён войны. Но каково было нашим
танкистам? Надо было и воевать и на ходу заниматься бесконечным ремонтом
и тяжёлым обслуживанием.
	Меня особенно потрясли материалы испытания наших танков Т-34 и КВ
на Абердинском полигоне в США в 1941 году.Приведу материал вебсайта
Russian Battlefield без изменений:
      ОЦЕНКА ТАНКОВ Т-34 И KB РАБОТНИКАМИ АБЕРДИНСКОГО ИСПЫТАТЕЛЬНОГО
      ПОЛИГОНА США, ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ФИРМ, ОФИЦЕРАМИ И ЧЛЕНАМИ ВОЕННЫХ
      КОМИССИЙ,ПРОВОДИВШИХ ИСПЫТАНИЯ ТАНКОВ



                                   Состояние танков

      Средний танк Т-34 после пробега в 343 км окончательно вышел из строя и не
      может быть отремонтирован.
      Причина: вследствие чрезвычайно плохого воздухоочистителя на дизеле в
      мотор набилось очень много грязи и произошла авария, в результате которой
      поршни и цилиндры разрушились до такой степени, что их невозможно
      отремонтировать. Танк с испытаний снят и намечено обстрелять его пушкой
      танка KB и своей 3" пушкой танка М-10, после чего он будет направлен в
      Абердин, где его разберут и оставят как экспонат. Тяжелый танк KB все еще
      ходит и его продолжают испытывать, хотя имеется очень много механических
      неполадок.

                               Силуэт/Конфигурация танков

      Форма корпуса наших танков нравится всем без исключения. Особенно хорош
      Т-34. Все сходятся во мнении, что форма корпуса Т-34 лучше, чем на всех
      известных американцам машинах. KB - хуже, чем на любом из существующих в
      Америке танков.
                                       Броня

      Химический анализ брони показал, что на обоих танках броневые плиты имеют
      неглубокую поверхностную закалку, тогда как основная масса броневой плиты
      представляет собой мягкую сталь.
      В связи с этим, американцы считают, что, изменив технологию закалки
      броневых плит, можно значительно уменьшить толщину ее, оставив ту же
      стойкость на пробиваемость. В результате этого танки могут быть облегчены
      по весу на 8-10% со всеми вытекающими отсюда последствиями (увеличение
      скорости, уменьшение удельного давления и т.д.)

                                        Корпус

      Основным недостатком является водопроницаемость как нижней части при
      преодолении водных преград, так и верхней части во время дождя. В сильные
      дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя
      электрооборудования и даже боеприпасов. Расположение боеприпасов очень
      нравится.
                                         Башня

      Основной недостаток - очень тесная. Американцы не могут понять, каким
      образом наши танкисты могут в ней помещаться зимой, когда носят полушубки.
      Очень плохой электромеханизм поворота башни. Мотор слаб, очень перегружен
      и страшно искрит, в результате выгорают сопротивления регулировки
      скоростей поворота, крошатся зубья шестеренок. Рекомендуют переделать на
      гидравлическую систему или просто на ручную.

                                    Вооружение

      Пушка Ф-34 - очень хорошая. Проста, безотказно работает и удобна в
      обслуживании. Недостаток - начальная скорость снаряда значительно ниже
      американской "3" (3200 футов против 5700 футов в секунду)
      
                                     Прицел

      Общее мнение - лучшая в мире по конструкции. Несравним ни с одним из
      существующих (известных здесь) или разрабатываемых в Америке.
      
                                    Гусеницы

      Идея стального трака очень нравится американцам. Но они считают, что пока
      не будут получены отзывы о сравнительных результатах применения стальных и
      резиновых гусениц на американских танках в Тунисе и других активных
      фронтах, нет оснований отказываться от своей идеи - резиновых.
      Недостатком нашей гусеницы, с их точки зрения, является легкость ее
      конструкции. Может быть легко повреждена снарядами малых калибров и
      минами. Пальцы чрезвычайно плохо калены и сделаны из плохой стали, в
      результате очень быстро срабатываются и гусеница часто рвется. Идея
      забивания пальцев об упор на корпусе танка - вначале очень понравилась, но
      во время эксплуатации, после некоторой сработки пальцев, их начало гнуть
      об упор, что вело к очень частым обрывам гусениц.
      Считают, что за счет уменьшения толщины брони следует утяжелить гусеницы.
      Нравится также ширина гусеницы.

                                     Подвеска

      На танке Т-34 - плохая. Подвеска типа "Кристи" давно была испытана
      американцами и от нее безоговорочно отказались. На нашем танке она, из-за
      плохой стали на пружинах, очень быстро проседает и в результате заметно
      уменьшается клиренс. На танке KB подвеска очень хорошая.

                                   Двигатель
                                     
      Дизель хороший, легкий. Идея применения на танках дизелей целиком
      разделяется американскими специалистами и военными, но, к сожалению, все
      дизельные моторы, выпускаемые заводами США, забирает Военно-Морской Флот и
      поэтому Армия лишена возможностей устанавливать дизели на своих танках.
      Недостатки нашего дизеля - преступно плохой воздухоочиститель на танке
      Т-34. Американцы считают, что только саботажник мог сконструировать
      подобное устройство. Для них непонятно также, почему в нашем наставлении
      его называют масляным. Испытания в лаборатории и испытания его показали,
      что:
        воздухоочиститель вообще не очищает воздуха, попадающего в мотор;
        пропускная способность его не обеспечивает приток необходимого
        количества воздуха даже при работе мотора вхолостую.В результате этого,
        мотор не развивает полной мощности и попадающая в цилиндры пыль ведет к
        очень быстрому срабатыванию их, падает компрессия и мотор теряет еще
        больше мощности. Кроме того, фильтр изготовлен с механической точки
        зрения чрезвычайно примитивно: в местах точечной электросварки металл
        прожжен, что ведет к вытеканию масла и т. д.
      На танке KB фильтр изготовлен лучше, но и он не обеспечивает притока в
      достаточном количестве нормально - очищенного воздуха. На обоих моторах
      плохие стартеры - маломощные и ненадежной конструкции.

                                  Трансмиссия

      Вне всякой критики - плохая. Произошел интересный случай. Работавший по
      ремонту трансмиссии танка KB, был поражен тем, что она очень похожа на те
      трансмиссии, с которыми он работал 12-15 лет тому назад. Была запрошена
      фирма. Фирма прислала чертежи своей трансмиссии типа А-23. К всеобщему
      удивлению, чертежи нашей трансмиссии оказались копией присланных. Поразило
      американцев не то, что мы скопировали их конструкцию, а то, что была
      скопирована конструкция, от которой они отказались 15-20 лет тому назад.
      Американцы считают, что со стороны конструктора, поставившего ее в танк,
      проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям (трудно
      работать). На танке Т-34 трансмиссия также очень плохая. Во время ее
      эксплуатации на ней полностью выкрошились зубья (на всех шестернях).
      Химический анализ зубьев шестерен показал, что термическая обработка их
      очень плохая и не отвечает никаким американским стандартам для подобных
      частей механизмов.

                              Бортовые фрикционы

      Вне всякой критики - плохие. В Америке от установки фрикционов, даже на
      тракторах, отказались несколько лет тому назад (не говоря уже о танках).
      Кроме порочности самого принципа, наши фрикционы имеют чрезвычайно
      небрежную механическую обработку и плохие стали, что ведет к быстрому
      износу, облегчает проникновение грязи в барабаны и ни в коем случае не
      обеспечивает надежной работы.

                             Общие замечания

      Танки, с американской точки зрения, тихоходные. Оба наши танка
      преодолевают склоны лучше, чем любой из американских танков. Сварка
      броневых плит чрезвычайно грубая и небрежная. Радиостанции при
      лабораторных испытаниях оказались неплохими, однако из-за плохой
      экранировки и плохих защитных устройств после их установки в танки не
      удалось иметь нормальной связи на дистанцию большую, чем 10 миль.
      Компактность р/станций и их удачное расположение в машинах очень нравится.
      Мехобработка деталей оборудования и частей за редким исключением очень
      плохая. Особенно американцев возмутила безобразная конструкция и
      чрезвычайно плохая работа кулисы передач на танке Т-34. После долгих
      мучений они сделали новую и ею заменили нашу. Все механизмы танков требуют
      чрезвычайно много регулировок.

                             Выводы/Предложения

        На обоих танках немедленно заменить воздухоочистители моделями с большей
        пропускной способностью и действительно очищающими воздух.
        Следует изменить технологию закалки броневых плит, это увеличит
        стойкость на пробиваемость при такой же толщине или же при уменьшении
        толщины - уменьшит вес, следовательно, расход металла.
        Утяжелить гусеницы.
        Заменить существующую трансмиссию устаревшей конструкции американской
        "Final Drive", это значительно повысит маневренность танков.
        Соответственно отказаться от применения бортовых фрикционов.
        Упростить конструкцию мелких деталей, повысить их надежность и
        максимально уменьшить необходимость большого количества регулировок.
        Сравнивая американские и русские танки - очевидно, что вождение
        последних значительно труднее. От русского водителя требуется
        виртуозность при переключении передач на ходу, особый опыт в пользовании
        бортовыми фрикционами, большой опыт механика и уменье поддерживать танк
        в ходовом состоянии (регулировка и ремонт непрерывно выходящих из строя
        деталей), что сильно усложняет подготовку механиков-водителей.
        Судя по образцам, русские при производстве танков мало уделяют внимания
        тщательности обработки, отделке и технологии мелких частей и деталей,
        что приводит к потере всех преимуществ, вытекающих из хорошо, в
        общем-то, продуманной конструкции танков.
        	Несмотря на преимущества применения дизеля, хороших контуров
        танков,толстой брони, хорошего и надежного вооружения, удачной конструкции
        гусениц и т.д. русские танки значительно уступают американским по
        простоте вождения, маневренности, силе огня, скорости хода, надежности
        механических конструкций и простоте регулировок.


      ВЕРНО: Начальник 2-го управления
      ГРУ Красной Армии
      Генерал-майор танковых войск ХЛОПОВ

                                ------------------
А теперь сравните комбайн "Нива" с "Джон Диром" или "Москвич" с "Опелем".
Комментарии излишни.
	Советская беда была не только в полном игнорировании человеческого
фактора в технике,недооценке кибернетики,низком качестве,но и в отсутствии
узкоспециализированного конструкторского подхода и технического дизайна.
	На сырье,материальных затратах и людях не экономили,зато бетта-испытания
готового изделия или технологии редко проводились на должном уровне и в
полном объёме.
	Нам,белорусам,это непозволительно.Что бы мы не делали,от велосипеда,совка
для дворника до трактора или МАЗа должно быть высокого качества и строго
функционального назначения,с дружественным для человека (как сейчас принято говорить)
интерфейсом.
                           ------------------------

Studio©Verdysh™