История и тайны Ново-Сверженской святыни.

Краеведы: А.Вердыш и А.Полянский

Как ни говори, но православным жителям Нового Сверженя и прихожанам Свято-Успенской церкви повезло, в 90-х годах прошлого века.

После многолетия церковного забвения, усилиями и стараниями преданных верующих, жителей местечка среди которых особо выделялись Бавдей А.Ф., Крит И.Г., Бавдей В.П., Батян Т.Н. (все они уже ныне на небесах) и многих других, 15 лет назад была вновь открыта, одна из старейших церквей Беларуси.

Пришедший тогда в 90-х, по божьей воле и своему духовному предназначению, отец Сергий сделал для храма и для людей местечка за такой короткий срок необычайно много.

Устроено отопление церковного помещения, облагорожен его внутренний вид, заменены окна и двери.

1946 г. Подпись немецкого плотника на балке купола церкви
Ныне купол церкви снят для его переустройства. После изготовления нового, над неманскими просторами засияет золотой огонь, которого не видели никогда наши старинные окрестности.

И вот после разборки старого купола на подгнивших от времени балках обнаружились надписи полувековой давности.

Оказывается, после войны в 1946 году купол уже ремонтировался. И ремонтировали его немецкие военнопленные плотники. Оставили они свои надписи и личные подписи, как память о себе.

1946 год, купол церкви ремонтировали немецкие плотники

Большего, к сожалению, узнать о них не удаётся.

В 1960 году Ново-Сверженские плотники также ремонтировали балки купола, оставив тоже надпись, но только дату ремонта. Узнать же о исполнителях последнего ремонта не составило большого труда.

Ремонт 1960 г. купола церкви. Фрагмент балки
Все пожилые люди помнят свержанина с Румовой улицы плотника и столяра С.А.Сенкевича и его друзей плотников из Кнотовщины Петра Ермаковича и Николая Супруна. Это их надписи оставлены на другой балке купола. Вместе они, много лет, трудились на нашем лесозаводе.

После длительных поисков, различных исторических подробностей, о нашем местечке, удалось обнаружить источник - "Историко-статистическое описание Минской епархии" позапрошлого века.

В нем указывается, что Свято-Успенская церковь Ново-Сверженя (Свержно) получила большую известность, наряду с другими православными церквями и монастырями Великого Княжества Литовского. Ими стали Никольская в селе Порудомине, наданная в 1493 году князем К.И.Острожским; кобринский Спасский монастырь, основанный в 1497 году, кобринским князем Иваном и его женой Феодорой; Никольская церковь в Турове, построенная до 1497 года; Супрасольский монастырь 1500 года, отстроенный Солтаном и Ходкевичем; Рождество-Богородичная церковь в Минском замке, где первоначально находилась Минская чудотворная икона Богоматери, относимая к глубокой древности и перенесённая из Киева в Минск около 1500 года.

Как не вспомнить свидетельство литвина П.М. Шпилевского, знаменитого путешественника-этнографа, фальклориста и писателя середины 19-го века, который посещая местечко Новый Свержень, заметил на погосте около церкви, вросший в землю памятник с датой захоронения "1511 год".

Он уже тогда записал, что церковь относится к 16-му веку и даже раньше.

А это раньше действительно было.

Всем известна грамота Великого Литовского Князя Витовта от 1428 года, когда он, за два года до своей кончины в 80-и летнем возрасте, подарил своей третей жене "княгiнi панi Юльяне" земли Новогрудского повета с дворами и вёсками.

Великий Князь Витовт
Свержно в том числе. Собственно, с имени Свержно, как первая часть общего названия назывались многочисленные населённые пункты, вёски имеющие подчинённость от главного на всём Верхнем Понемонье.

Для того времени великокняжеский двор, которым считалось наше местечко должен был иметь, как необходимую принадлежность: крепость со стенами, княжеский дворец с жилым домом и конюшней, помещения для военной охраны и военный отряд.

Двором, не могли тогда назвать местечко Свержно, без культового строения, которым здесь и была Свято-Успенская церковь.

Известно, что в период Витовта в конце 14-го века происходило завершение христианизации населения верхнего понемонья, которое считалось "глубинкой" Княжества Литовского по отдалённости и природным условиям.

А как привлечь язычника в христианство без церкви или костёла? Так что наличие в местечке Свержно церкви было само собой разумеющееся.

И потому наличие на погосте у церкви могильного памятника с датой "1511 год", который видел П.М. Шпилевский вполне укладывается в сообразность времени.

Не лишним будет напомнить, что крепость и княжеский двор, и деревянная крепостная стена в Свержно были.

Размер стен из вкопанных заострённых брёвен составлял квадрат 100 х 100 метров. На этом месте сейчас наша площадь, церковь и дома жителей.

Когда в церкви несколько лет назад, расчищался подвал, для установки отопительного котла были найдены и остатки венцов деревянной церкви витовтого периода.

Таким образом, предсказания П.М.Шпилевского о более раннем возникновении Свято-Успенской церкви вполне были обоснованы.

Исторические глубины начинают раскрываться.

Подарок Витовта "княгiнi панi Юльяне" был сделан только на период её земной жизни и всё ей подаренное, после её смерти должно было отойти Польской короне, кроме подаренного ей лично.

Лично же, супруге, Витовт подарил в наследственное владение вёску "Вакiмукi" в Трокайском повете (теперь территория Республики Литвы), чтобы она могла ею пользоваться или подарить костёлу.

После смерти Юлианы корона стала вновь дарить и продавать всё, что ей досталось. Со временем, Свержно побывало в собственности у разных хозяев, пока Великий Князь Литвы (с 1492 года) Александр не выменял его у княгини Евдокии, вдовы князя Андрея Можайского.

Елена супруга польского короля Александра Ягелончика 1501-1506 г.
Так Свержно вновь стало великокняжеским двором.

33-х лет от роду, Великий Князь Литвы Александр посватался к Елене, дочери Московского царя Ивана III . Иван Московский дал согласие на брак с условием, что Елену не станут принуждать к смене православной веры.

Великий Князь Александр

15 февраля 1495 года невеста Елена Ивановна въехала в Вильно и была торжественно встречена горожанами. Свадьба была совершена с соблюдением русских обычаев.

Католический епископ Войцех Табор и православный священник Фома, приехавший из Москвы с Еленой, венчали Александра и Елену, дочь Царя Московского Ивана III.

После смерти родного брата Яна Альбрехта, короля Польши в 1501 году Александр Казимирович был избран на Польский престол.

Елене не претилось заниматься православными делами и она много сделала для поддержки бедных церквей. Свято Успенская церковь в числе других получила всяческую поддержку и после личного посещения её Еленой, стала весьма знаменитой.

Таким образом, реальная деятельность Ново-Сверженской церкви в конце 15-го века подтверждает её основание, по меньшей мере, при князе Витовте, отодвигая считающуюся сегодня официальную дату её основания 1590 год - на целых двести лет.



4 апреля 2014 года.