Как ни говори, но православным жителям Нового Сверженя и прихожанам Свято-Успенской церкви повезло, в 90-х годах прошлого века.
После многолетия церковного забвения, усилиями и стараниями преданных верующих, жителей местечка среди которых особо выделялись Бавдей А.Ф., Крит И.Г., Бавдей В.П., Батян Т.Н. (все они уже ныне на небесах) и многих других, 15 лет назад была вновь открыта, одна из старейших церквей Беларуси.
Пришедший тогда в 90-х, по божьей воле и своему духовному предназначению, отец Сергий сделал для храма и для людей местечка за такой короткий срок необычайно много.
Устроено отопление церковного помещения, облагорожен его внутренний вид, заменены окна и двери.
1946 г. Подпись немецкого плотника на балке купола церкви |
И вот после разборки старого купола на подгнивших от времени балках обнаружились надписи полувековой давности.
Оказывается, после войны в 1946 году купол уже ремонтировался. И ремонтировали его немецкие военнопленные плотники. Оставили они свои надписи и личные подписи, как память о себе.
1946 год, купол церкви ремонтировали немецкие плотники |
Большего, к сожалению, узнать о них не удаётся.
В 1960 году Ново-Сверженские плотники также ремонтировали балки купола, оставив тоже надпись, но только дату ремонта. Узнать же о исполнителях последнего ремонта не составило большого труда.
Ремонт 1960 г. купола церкви. Фрагмент балки |
После длительных поисков, различных исторических подробностей, о нашем местечке, удалось обнаружить источник - "Историко-статистическое описание Минской епархии" позапрошлого века.
В нем указывается, что Свято-Успенская церковь Ново-Сверженя (Свержно) получила большую известность, наряду с другими православными церквями и монастырями Великого Княжества Литовского. Ими стали Никольская в селе Порудомине, наданная в 1493 году князем К.И.Острожским; кобринский Спасский монастырь, основанный в 1497 году, кобринским князем Иваном и его женой Феодорой; Никольская церковь в Турове, построенная до 1497 года; Супрасольский монастырь 1500 года, отстроенный Солтаном и Ходкевичем; Рождество-Богородичная церковь в Минском замке, где первоначально находилась Минская чудотворная икона Богоматери, относимая к глубокой древности и перенесённая из Киева в Минск около 1500 года.
Как не вспомнить свидетельство литвина П.М. Шпилевского, знаменитого путешественника-этнографа, фальклориста и писателя середины 19-го века, который посещая местечко Новый Свержень, заметил на погосте около церкви, вросший в землю памятник с датой захоронения "1511 год".
Он уже тогда записал, что церковь относится к 16-му веку и даже раньше.
А это раньше действительно было.
Всем известна грамота Великого Литовского Князя Витовта от 1428 года, когда он, за два года до своей кончины в 80-и летнем возрасте, подарил своей третей жене "княгiнi панi Юльяне" земли Новогрудского повета с дворами и вёсками.
Великий Князь Витовт |
Для того времени великокняжеский двор, которым считалось наше местечко должен был иметь, как необходимую принадлежность: крепость со стенами, княжеский дворец с жилым домом и конюшней, помещения для военной охраны и военный отряд.
Двором, не могли тогда назвать местечко Свержно, без культового строения, которым здесь и была Свято-Успенская церковь.
Известно, что в период Витовта в конце 14-го века происходило завершение христианизации населения верхнего понемонья, которое считалось "глубинкой" Княжества Литовского по отдалённости и природным условиям.
А как привлечь язычника в христианство без церкви или костёла? Так что наличие в местечке Свержно церкви было само собой разумеющееся.
И потому наличие на погосте у церкви могильного памятника с датой "1511 год", который видел П.М. Шпилевский вполне укладывается в сообразность времени.
Не лишним будет напомнить, что крепость и княжеский двор, и деревянная крепостная стена в Свержно были.
Размер стен из вкопанных заострённых брёвен составлял квадрат 100 х 100 метров. На этом месте сейчас наша площадь, церковь и дома жителей.
Когда в церкви несколько лет назад, расчищался подвал, для установки отопительного котла были найдены и остатки венцов деревянной церкви витовтого периода.
Таким образом, предсказания П.М.Шпилевского о более раннем возникновении Свято-Успенской церкви вполне были обоснованы.
Исторические глубины начинают раскрываться.
Подарок Витовта "княгiнi панi Юльяне" был сделан только на период её земной жизни и всё ей подаренное, после её смерти должно было отойти Польской короне, кроме подаренного ей лично.
Лично же, супруге, Витовт подарил в наследственное владение вёску "Вакiмукi" в Трокайском повете (теперь территория Республики Литвы), чтобы она могла ею пользоваться или подарить костёлу.
После смерти Юлианы корона стала вновь дарить и продавать всё, что ей досталось. Со временем, Свержно побывало в собственности у разных хозяев, пока Великий Князь Литвы (с 1492 года) Александр не выменял его у княгини Евдокии, вдовы князя Андрея Можайского.
Елена супруга польского короля Александра Ягелончика 1501-1506 г. |
33-х лет от роду, Великий Князь Литвы Александр посватался к Елене, дочери Московского царя Ивана III . Иван Московский дал согласие на брак с условием, что Елену не станут принуждать к смене православной веры.
Великий Князь Александр |
15 февраля 1495 года невеста Елена Ивановна въехала в Вильно и была торжественно встречена горожанами. Свадьба была совершена с соблюдением русских обычаев.
Католический епископ Войцех Табор и православный священник Фома, приехавший из Москвы с Еленой, венчали Александра и Елену, дочь Царя Московского Ивана III.
После смерти родного брата Яна Альбрехта, короля Польши в 1501 году Александр Казимирович был избран на Польский престол.
Елене не претилось заниматься православными делами и она много сделала для поддержки бедных церквей. Свято Успенская церковь в числе других получила всяческую поддержку и после личного посещения её Еленой, стала весьма знаменитой.
Таким образом, реальная деятельность Ново-Сверженской церкви в конце 15-го века подтверждает её основание, по меньшей мере, при князе Витовте, отодвигая считающуюся сегодня официальную дату её основания 1590 год - на целых двести лет.
4 апреля 2014 года.