На железнодорожном вокзале города Столбцы висит скромная мемориальная доска сообщающая о том, что в июне 1941 г. здесь приняли жестокий бой с фашистами бронепоезд №44 под командованием лейтенанта Клюева и зенитно – артиллерийский дивизион. Я попытался найти хотя бы какие-нибудь сведения об этом в наших и немецких архивах. Вот что мне удалось собрать.
По Беларуси двигалась немецкая группа «Центр» - самая мощная в гитлеровской армии за всю её историю. На наш район выходила группа сухопутных войск Вермахта под командованием генерала-фельдмаршала фон Клюге и вторая танковая группа под командованием генерала Гейнца Гудериана. Это были войска получившие огромный опыт войны в Польше и Западной Европе, прекрасно обученные и экипированные.
Разбив в пограничных боях наши части немцы взяли в кольцо Советские войска под Белостоком и Новогрудком. Гудериан должен был наносить удар в Минск с юга, а танковая группа Гота с севера. Шёл тяжелый бой за город Лиду. Город еще не был взят, но, как писал в мемуарах бывший 2-й секретарь Лидского ГК КП(б)Б, а затем комиссар 37-й партизанской бригады С. К. Лещеня, по распоряжению Барановичского обкома работники горкома партии и горисполкома выехали в Столбцы, а на следующий день - в Могилев, в распоряжение ЦК компартии Белоруссии.
Командир 2 танковой группы группы армий «Центр» Гейнц Гудериан пишет: «Утром 26 июня в 7 час. 30 мин. я в 17-ю танковую дивизию и приказал ей немедленно выступить на Столбцы. Во второй половина дня из 17-й танковой дивизии былополучено сообщение,что она продвигается на Столбцы по дороге, пригодной для движения танков. Своей цели она достигла вечером. В этот день в бою был ранен командир дивизии генерал фон Арним,и поэтому командование дивизией должен был принять генерал Риттер фон Вебер.»
В сводке Совинформбюро от 27 июня 1941 г. сообщалось: "На Минском направлении отбито наступление крупных танковых частей противника. В результате контрудара наших войск, разгромлен крупный штаб противника. Убит немецкий генерал и захвачены оперативные документы." Это было первое сообщение Совинформбюро о потерях немецких генералов.
Вот что сейчас известно об этом. 17-я танковая дивизия (17. Panzer-Division) — танковая дивизия вермахта, сформированная в ноябре 1940 года, на основе 27-й пехотной дивизии. Командир дивизии генерал-лейтенант Ханс-Юрген фон Арним. С 22 июня 1941 года дивизия (в составе 47-го моторизованного корпуса 2-й танковой группы (командующий группы Гейнц Гудериан), группа армий «Центр») наступала через Белоруссию, затем Смоленск, в направлении на Москву. Данная дивизия провоевала до 10 мая 1945 года, пока её остатки не были взяты в плен советскими войсками в Чехословакии.
В 1941 году на вооружении дивизии было 202 танка PzKpfw III, весом 19 тонн, экипаж -5 человек.
В Военном дневнике начальника штаба Сухопутных войск Германии Гальдера есть запись: «27 июня 1941 в12-40 часов. Группа армий «Центр»: 17-я танковая дивизия, наступающая на Минск, вышла в район Столбцы».
Эта дивизия форсировала Буг севернее Бреста и 24 июня захватила Слоним. 26 июня приняла участие в отражении советской контратаки у города Столбцы. 27 июня во время боя на окраине Столбцов генерал фон Арним был тяжело ранен. Его отправили в Польшу, а потом и в Берлин на лечение. Арним вернулся в свою дивизию после полного выздоровления и отпуска по ранению в сентябре 1941 года. Окончил он свою военную биографию в английском плену с 12 мая 1943 г., когда командовал группой армий «Африка» в Тунисе. Умер в 1962 году в возрасте 73 года, в Бад-Вильдунген, Гессен. Германия.
Заменившему Арнима после Столбцов новому командиру дивизии генерал-майору Карлу Риттеру фон Веберу также не повезло на беларусской земле. Его убили 17 июля 1941 года под Могилёвом.
Тяжелая обстановка на фронте вынуждала железнодорожные части вместо обслуживания и технического прикрытия участков вести бои с наступавшими частями противника. Так, например, когда 25 июня 1941 года части 6-й железнодорожной бригады прибыли на станцию Столбцы для обслуживания участка Барановичи — Столбцы — Минск, было установлено, что в направлении на Столбцы движется колонна танков и мотопехоты противника. Командир бригады полковник Д. А. Терюхов, как старший в гарнизоне по должности и воинскому званию, принял решение организовать оборону города и станции Столбцы.
Для обороны привлекались 5-й путевой батальон, подразделения 4-го эксплуатационного батальона, рота механизации, гаубичный артиллерийский полк, два бронепоезда, зенитно-артиллерийский дивизион, прикрывавший железнодорожный мост через Неман, и рота местного гарнизона.
Как писал в отчете начальник штаба 60-го ЖДП НКВД капитан Финенко, бронепоезд их полка, не сумев прибыть в Вильнюс в распоряжение командира дивизии, 25 июня перешел на станцию Столбцы юго-западнее Минска. Финенко оставил БЕПО для обороны железнодорожного и шоссейного мостов через Неман и выделил для этого же 1-ю роту полка в количестве 62 человек.
В обороне станции
Столбцы приняли участие и воины-железнодорожники 6-й бригады ВОСО. Ее
управление находилось в Барановичах, а один из отдельных восстановительных
батальонов, 5-й, - в самих Столбцах.
Несколько позже по договоренности с 3-м
отделом штаба фронта проходивший через Столбцы бронепоезд РККА №44 был
остановлен и подчинен командиру бронепоезда № 60 НКВД находившемуся в Столбцах.
Кроме бронепоездов, для обороны мостов в Столбцах были привлечены два
зенитно-артиллерийских дивизиона и зенитно-пулеметная рота, этими силами оба
моста (автомобильный и железнодородный) оборонялись от многочисленных налетов
авиации противника в течение 25, 26 и 27 июня.
Командиром 14-го отдельного железнодорожного батальона 6-й железнодорожной бригады, был подполковник Максвитис Франц Иосифович. В июне 1941 года его отдельная рота вместе с батальоном прокладывала путь от станции Барановичи на Слуцк. Он принимал участие в обороне Столбцов. Затем ему пришлось выходить из окружения. Франц Иосифович прошёл всю войну,восстанавливал железные дороги, стал Героем Социалистического труда. Умер в 1949 году.
В боях неувядаемой славой покрыли себя бойцы лёгкого бронепоезда № 44 под командованием старшего лейтенанта С. Л. Клюева.
"В числе раненых красноармейцев я был эвакуирован на
станцию Молодечно, " вспоминает ветеран бронепоезда А. А. Маринович. — В вагон
неожиданно вошел старший лейтенант в комбинезоне в шлёме танкиста. Незнакомый
командир снял шлем и очень просто сказал:
«Товарищи бойцы и командиры! Вы все
здесь — уже исполнили свой долг перед Родиной, честно пролили за неё свою
кровь. Честь Вам и хвала за это, и огромное спасибо от всего Советского народа.
Только я вынужден обратиться к Вам с просьбой. Фашисты прорвались через Литву и
прут на Минск. К ним навстречу — идут наши войска, однако до их подхода надо
постараться врага задержать. Я- старший лейтенант Клюев, обращаюсь к Вам,
дорогие мои товарищи…Если среди Вас есть танкисты, артиллеристы, пулемётчики,
из легкораненых, кто может держать в руках оружие…вступайте в мою часть.»
Это не приказ. Приказать Вам не может даже сам Ворошилов…Но я Вас очень, очень прошу.Пожалуйста"
Ответом ему сначала было молчание потом - сплошная, густая, яростная матерная ругань. А потом- они начали вставать. Израненные, обожженные, искалеченные в бою по Лидой. Санитарки хватали их за руки, не пуская - а они вставали, кто мог, а кто не мог- плакали от горя(случай подлинный).
Во главе своего хромающего, перебинтованного, пахнущего йодом и кровью войска Клюев прошествовал за здание вокзала. Там, на грузовых путях- стоял он - бронепоезд Рабоче - Крестьянской Красной Армии №44.
Последние двадцать лет БЕПО мирно простоял на запасном пути на станции Орёл, в резерве 4-того дивизиона 1-го запасного полка бронепоездов. Согласно довоенным планам, 23 июня его прицепили к «чёрному» паровозу, который и повлёк его по назначению - в ПрибОВО, где на станции Вильно его должен был принять экипаж.
Где тот экипаж там же, где и станция Вильно...? И в результате остался старший лейтенант с десятком бойцов,которые по дороге боевой состав охраняли.
Теперь же расчёты всех четырёх «трёхдюймовок» и восьми «Максимов» были полностью укомплектованы.
На бронепоезде, сквозь амбразуры смотрели короткоствольные 76-миллиметровые пушки. Их было четыре. Восемь станковых пулеметов. Командир узнал воинскую специальность каждого из вновь зачисленных в экипаж. А. А. Маринович стал командиром пулеметного расчета, Г. Красько - командиром орудия, а М. В. Волкович - помощником командира орудийного расчета.
Было решено занять оборону, оборудовать наблюдательный пункт рядом с железнодорожным мостом и ждать противника. Замаскировали бронепоезд. Среди подразделений отступающих со стороны Барановичей обнаружили и подчинили себе счетверенную зенитно- пулемётную установку с уже обстрелянным расчетом. Ее расчет : младший командир Кульваневский, солдат Буряк из Клецкого района Минской области и еще один боец - уже побывал в жестоких переплетах от государственной границы СССР и в бою действовал умело и отважно.
А схватка с фашистами сложилась тяжело. Командир
бронеплощадки Б. П. Есин первым заметил вражеские танки. 7 танков и около 80
мотоциклистов противника проскочили по шоссейному мосту через реку Неман и
приблизились к окраине города. Следовавшая за ними колонна пехоты была
встречена огнем зенитно-артиллерийского дивизиона и остановлена перед Неманом. Следом
двигалась вереница автомобилей с пехотой.
По ним и открыл огонь бронепоезд.
Горели танки, враг нес потери, но все больше раненых и убитых становилось в
команде бронепоезда. Вышло из строя одно орудие, потом еще два. Огонь вели
станковые пулеметы и зенитки. При этом Клюев применял следующую тактику, защищаясь от шквального огня немцев. Он уничтожал
немцев шквальным огнём, после чего отводил поезд назад в Столбцы. Когда начиналась новая атака, вновь выводил бронепоезд к железнодорожному мосту.
А железнодорожные части гарнизона атаковали и уничтожали переправившихся мотоциклистов. Противник, подтянув артиллерию и минометы, открыл сильный огонь по переднему краю и бронепоездам и повел наступление на город. Несмотря на численное превосходство врага железнодорожники и артиллеристы в течение десяти часов отбивали атаки противника, удерживая город и станцию, не давая немцам переправиться через Нёман.
Более десяти танков, много автомобилей, орудий, солдат потеряли гитлеровцы в том бою. И отступили от станции. После боя С. Л. Клюев поблагодарил воинов за отвагу, стойкость, за высокое боевое мастерство.
Однако фашисты продолжали атаки. Вторая группа танков противника открыла фланговый огонь по оборонявшимся. В результате обстрела мосты получили повреждения: шоссейный мост загорелся, железнодорожный был в нескольких местах поражен снарядами, но устоял.
Силы были не равны. Стоя на мосту, бронепоезд умирал. Но он ещё жил. Стреляли последние пулемёты - в том числе тот, за которым стоял сам командир БЕПО старший лейтенант Клюев. Они прикрывали отход уцелевших бойцов - раненых уже по второму и третьему разу.
Во время боя оба бронепоезда были подбиты, артиллеристы понесли большие потери, кончились боеприпасы. Наши войска вынуждены были отойти в минском направлении. 1-я рота 60-го полка НКВД, после того как занятые ею огневые точки подверглись интенсивному обстрелу, в том числе зажигательными пулями и снарядами, также отошла и впоследствии присоединилась к своему полку.
После форсирования Немана у Столбцов перед танкистами Гудериана на пути к Минску больше не было серьезных водных преград. В течение дня 27 июня мелкие группы немецких танков с мотопехотой и приданной артиллерией (видимо, поисково-разведывательные отряды) были замечены в разных местах в районе шоссе Барановичи-Минск.
Хотя оба бронепоезда были серьезно искалечены, но утратили способности передвигаться.От станции Негорелое через Минск, Осиповичи, Могилев, Кричев, Рославль прорвался бронепоезд № 44 на Смоленск. БЕПО -44 отходил всегда последним, отражая атаки врага.
Вид у бронепоезда был такой, что его следовало бы отправить на переплавку. Но бронепоезд отправили в Брянск. Рабочие Брянска сделали невероятное: в кратчайший срок восстановили крепость на колесах. Новые площадки были обшиты броневыми плитами, отремонтирован паровоз, прошедший сквозь испытания огнем. И через Унечу бронепоезд двинулся под Кричев, где клюевцев ожидали еще более трудные испытания и новые бои.
Утром 29 июля С. Л. Клюев получил боевое задание: нанести удар по нескольким важным целям на позициях захватчиков между городами Климовичи и Кричев. Командир бронеплощадки Б. П. Есин и командир орудия Г. Красько подробно рассказали своим подчиненным, как они должны действовать. Напомнили, что появление бронепоезда для врага будет неожиданным и эту благоприятную возможность надо умело использовать.
Бронепоезд на скорости вышел на открытое место у поворота дороги и обрушил на позиции гитлеровцев огненный шквал.
Потом был удар по станции Кричев II, где стояли вражеские склады боеприпасов, продовольствия и горючего. Затем бронепоезд совершил еще пять огневых рейдов. Вот тогда и стали атаковать его фашистские самолеты.
6 августа 1941 г. у ст.Унеча бронепоезд попал под массированный удар немецких бомбардировщиков на разрушенных путях и был разбит. Оставшуюся команду вывели на переформирование. Это фото геройского поезда из немецких архивов. Обращает на себя внимание оригинальная рисованная маскировка в виде деревьев на корпусе броневагона.
Так закончилась боевая биография геройского бронепоезда, но из его экипажа были позже сформированы ещё два бронепоезда и они принимали участие в 1944 году в освобождении Беларуси..
В целом бой за Столбцы окончился неудачей. На самом деле мосты были захвачены полу-ротой бригады «Бранденбурга-800», приданой 18 ТД. Возможно бой с бронепоездами вели не только диверсанты Брандербурга, поскольку 50 диверсантов удержать мост против БП не могли, им помогла передовая группа 18 ТД с бронетехникой. Но при захвате моста диверсанты действовали самостоятельно, смешавшись с отступающими! Они то и непозволили нашим уничтожить критически важные мосты: железнодорожный и деревянный автомобильный, обезвредив заложенную взрывчатку.. У автомоста оказалась незначительно повреждена только одна опора.
Этот факт красноречиво подтвержает отчёт группы Брандербург-800 о захвате мостов Столбцах.
Наши воины, оборонявшие Столбцы попали в немецкий плен.
Сразу же в Столбцы прибыл командующий Гейнц Гудериан и двинул свои войска на Минск, прямой дорогой, через уцелевшие мосты.
А захваченные мосты теперь служили немцам. По железной дороге через этот мост шли и шли военные грузы для немецкой армии, вплоть до завершения операции «Багратион». Но в июле 1944 года наша Конно-механизированная группа также сумела захватить данные мосты целыми. Деревянный автомобильный мост заменили после войны на бетонный, а железнодорожный также стоит на своём месте, как памятник военной истории.