Местечко Свержно первоначально возникло, как поселение людей при самой речке Жатерово, примерно в том месте, где стоит сейчас разрушенная синагога.
И жили тут люди много веков, окруженные со всех сторон лесами. Там где сейчас центральная, а раньше рыночная площадь стоял сосновый лес. Известно было уже в первой половине 17-го века, что чудотворный образ Матери Божьей явился именно тут около 1500-го года ...а может и раньше.
Сын бедного крестьянина ранней весной собирал в лесу хворост, когда золотое сияние от дерева ослепило его. Он побежал и позвал отца. Отец позвал соседей. Стояло тогда на берегу Жатеровки всего шесть деревянных домишек ,да 14 землянок бедняков ,вырытых в земле и покрытых жердями с соломой.
Пришли люди в лес и дивились чуду дивному сиянию золотому, исходившему от ствола огромной сосны. Побоялись люди подходить близко и к вечеру разошлись.
Прознал, про чудесное сияние княжеский человек и решил принести щепочку от золотого дерева для своего князя. Пошёл к дереву ночью один и не вернулся. Утром нашли его мёртвым с обожженными до костей руками и лицом, похожим на головешку.
Не раз и не два гибли от неизвестной силы люди, пожелавшие сами или по велению княжескому приблизиться к золотой сосне. И тогда сам князь повелел идти к дереву парнишке, что чудо нашёл.
Заплакали отец с матерью и все бедные люди. Не провожал мальчишку никто - знали, что на верную смерть посылают сына.
Воротился скоро назад мальчуган живой и невредимый, с большим самородком золота в руках. Не пожадничал князь и отдал самородок отцу мальчика. А бедняк упал перед князем на колени и все жители вместе с ним. С мольбою просили они князя поставить церковь за это золото на той чудесной горке. Согласился князь.
Пошли люди на ту горку лес валить да золотой сосны не нашли. Все трудились, от мала, до велика побросав свои дела. И , из соседних поселищь приходили помогать им. Очень скоро встала там церковь новая из лесу соснового. Крестом украсили и тут же все на коленях молиться стали.
Встал на колени и молился со всеми мальчонка , что самородок принёс. Лапти на босу ногу, одёжка холщовая обношенная, хотел корочку хлеба из кармана достать. Руку в карман положил да забыл, что корочку ещё днём сьел. Вывернул карман наружу и выпала из кармана щепочка, коры кусочек с той золотой сосны. Запала щепочка в карман, когда самородок от золотой сосны принимал.
Засияла щепочка ярким светом золотым. Никто не ожёгся, и все радовались. Порешили, чтобы занёс щепочку мальчик в церковь.
На утро пришли все в церковь помолиться и видят, где щепочка лежала стоит икона, как нарисованная. На золотом поле Матерь Божия со Спасителем на левой руке. Стала та икона зваться Свержанской, и служить в церкви при ней князь повелел мальчугану, который золотую сосну нашел.
Обустроилась и получила известность эта церковь. Находились временами злые люди, приходившие к иконе с умыслом унести или искалечить её. Да только не обьяснимым образом все они при приближении падали наземь с поломанными руками или ногами, а иные разума лишались.
Через годы и столетия уверовали люди в чудодейственную силу образа и уже никто более не покушался на неё.
Однажды, произошло чудо необыкновенное с молодой женщиной, которая долго болела и несколько лет ни руками, ни ногами шевелить не могла. Её отец Сверженский мещанин Здан Самострел сказал мужу больной дочери Петру Шаме : позови священника домой, чтобы его дочь смогла исповедоваться перед смертью. Муж пошёл к священнику и попросил его придти к больной с иконой Матери Божьей.
Священник Петр Вагнер Дунговский пожалел этих бедных людей . Когда он вошёл в тот дом и встал около больной женщины, комнату осветило серебристое сияние необычного света. Лежащая женщина, которую звали Лия вдруг, подняла правую руку и стала молиться, громко рассказывая, что виновата перед богом в свершении греха; что жила не с любимым человеком; что вышла замуж из-за корысти и желания стать богатой; что не раз желала своему мужу Петру быть убитым разбойными людьми и что она у Матери Божьей прощения просит, и быстрой смерти, которая к ней так долго не приходит.
Сияние от иконы достигло такой силы что стали видны щели в досках на потолке комнаты Все присутствующие зажмурили глаза , а священник Петр который и молитвы-то не успел промолвить испугался , выскочил с иконой на улицу и побежал назад в церковь. Оцепеневшие отец больной ,муж и его сестра очнулись от слов больной женщины , которая попросила помочь ей сесть на лежаке.
Это случилось 5-го сентября 1636 года. Через день больная женщина поднялась и смогла выйти на двор .Слух о случившемся чуде с женой Петра Шамы быстро распространился по округе и за пределы местечка. Священник Петр Дунговский три дня и три ночи молился перед иконой, замаливая свой грех, что вынес икону из церкви.
Ещё более поразило всех случившееся когда, 22 марта 1638 года в церкви крестили совсем маленького, грудного ребёнка. Крестный отец Сверженский селянин был немного глуховат. И на вопрос священника: " Веришь в Исуса Христа?" недослышав, растерялся и стоял безмолвно. Все присутствовавшие вдруг услышали, как звонким детским голосом малютка ответил: " Верую."
Жена помощника Новогрудского воеводы ,польская дворянка 44-х лет Алёна Фурсайло ослепла в начале мая 1638-го года, после того как побила собственноручно дворовую портниху, которая случайно уколола её иглой на примерке пошитого нового платья. Шляхтянка Алёна Фурсайло после 3-х недельного моления в Новогрудской церкви, перед иконами искренне раскаялась в содеянном. Ей не помогали ни примочки, ни заговоры, ни пиявки и все другие средства.
Тогда муж ослепшей написал вольную записку и заплатил все пошлины за всю семью пострадавшей портнихи. С согласия воеводы и шляхетского собрания наделили семью портнихи и её детей землёй и домами в сельской местности, что было необыкновенно щедрым жестом по отношению к простым людям. Ослепшая женщина совсем упала духом и уже не верила в избавление от недуга.
Случайно, почтовый гонец, доставивший к воеводе депешу от князя Радзивила из Несвижа ,узнаёт обо всём случившемся. Он рассказывает о чудесном избавлении от разных недугов в одной из церквей, что стоит на Радзивиловских земелях.
После долгих сборов и сомнений , ослепшую привезли в Свержно. Вся измученная дорогой и общей слабостью организма слепая не смогла сама даже идти. Опустившись около кареты на колени , ослепшая женщина поползла в нарядной дворянской одежде по пыли и придорожной грязи к иконе Матери Божьей Сверженской. Толпа народу дивилась этому. Поцеловав церковный порог , постоянно крестясь и читая молитвы слепая перед иконой лишилась последних сил и бездыханно лежала на полу. Всяческие зеваки , подождав час другой разошлись. С согласия священника родственники оставили несчастную женщину у иконы и сели перекусить в коляске на площади. Уже вечерело.
Изумлению их и случайных людей торговцев, покупателей и просто зевак не было предела, когда все увидели женщину выходящую из церкви. На лице исцелившейся, чёрном от размазанной слезами грязи с рук , была маска благостного спокойствия и смирения. Муж и слуги бросились к барыне, чтобы поддержать её, однако, она жестом отстранила их и со словами " …я вижу светло " села в карету.
Письменно засвидетельствовано множество чудесных исцелений от известных и неизвестных болезней, увечий детей и взрослых селян, мещан и аристократов со всех мест княжества Литовского. Оставались свидетельства, в виде золотых и серебряных табличек , разного размера, как подарок от исцелившегося церкви и иконе. На табличке писалось имя, статус и дата исцеления. Их тогда ещё называли вотами.
В архиве князей, Радзивилов сохранился список , таких вотов, составленный 27 июля 1651 года. Среди исцелившихся мы видим имена людей знаменитых своими заслугами, а также именитого происхождения. Это великий маршалок ВКЛ Александр Людвик Радзивил (сын М. К. Радзивила Сиротки.) исцелился в марте 1650 года; абатисса Несвижского монастыря бенедикцианок Кристина Радзивил исцелилась 9 октября 1650 года; владелец Столбцовских земель Богуслав Слушка приезжал к иконе и получил исцеление от тяжелой болезни в ноябре 1650 года; собственноручно засвидетельствовал исцеление у чудотворной иконы Матери Божьей Сверженской 7 ноября 1750 года воевода Виленский и гетман ВКЛ Михал Казимир Радзивил ( Рыбанька ) , которое произошло с ним 5 мая 1749 года .
Чтобы перечислить и половину исцеленных , потребовалась бы много страниц текста и без сомнения прозвучало бы очень убедительно в наше время. Первое описание чудотворных явлений сделал в своей книге священник Свержанской церкви Петр Вагнер Дунговский в 1650 году, который был свидетелем первого чудного исцеления больной женщины в её доме перед иконой Матери Божьей. Он же тогда дал страшную клятву никогда не выносить икону из храма для исцеления. И как мы видим в дальнейшем даже особы , наделённые всей властью государства шли к иконе, а не наоборот. В этой книжке, напечатанной в Несвижской типографии, были описаны 70 чудесных явлений за 15 лет. В ней упоминаются случаи исцеления не только знатных особ, но и жителей Свержно , соседних поселений Говезны, Жатерово, Могильно, а также дальних мест Мира, Новогрудка, Минска, Пинска и другие.
В 1754 году , ректор первой на территории Беларуси Сверженской униатской духовной семинарии Инокентий Ясткевич печатает в Несвижской типографии книгу Петра Дунговского, дополненную известными и зафиксированными чудотворными исцелениями за последние 100 лет. Вместе с перечислением многочисленных чудесных исцелений больных и увеченных людей всех возрастов и сословий, рассказывается и о том, что М. К. Радзивил ( Рыбонька ) старший сын канцлера Великого Княжества Литовского К. С. Радзивила , дважды был исцелён у иконы Матери Божьей Сверженской. В первый раз ему было всего четыре года, второй раз в 1749 году. После второго исцеления он прожил ещё 13 лет и умер в 1762 году.
Прадед Радзивила ( Рыбоньки ) великий маршалок В. К. Л. Александр Людвиг Радзивил приезжал к чудотворной иконе в марте 1650 года и прожил еще 4-е года. Он умер на посту Полоцкого воеводы в марте 1654 г. Основные письменные свидетельства о чудотворной иконе Матери Божьей Сверженской дошли до нашего времени благодаря сохранившейся части Радзивиловских архивов. Сама же икона сохранялась столетия силами беззаветного служения ей и храму священников вместе с церковным активом из местных жителей. Во времена войн, вражеских нашествий, неоднократных пожаров местечка икону уносили и надёжно укрывали. Имена людей сохранявших святыню не разглашали.
По этой причине до нас не дошло ни одного конкретного имени. Из устных преданий мы знаем, что икону выносили из храма и все люди молились при ней, когда хоронили в братскую могилу российских солдат, погибших в бою с французскими войсками 1 - 3 ноября 1812 года в местечке Новый Свержень и его окрестностях. Выносили икону и через 100 лет , 1 ноября 1912 года при открытии памятника на центральной площади Сверженя около Успенской церкви " Русским воинам победителям Наполеона ." Этот памятник был разрушен в 1920 году.
5 февраля 1962 года по распоряжению местных партийно-советских властей Ново-Сверженская Успенская церковь была закрыта, церковное имущество частично было передано другим церквям, а большая часть его была попросту разграблена. Святая Чудотворная икона Матери Божьей Сверженской тогда была украдена одним из нечестивцев. Не ведали они, что делали и знать не могли, что икона может за себя постоять.
Череда смертей людей как- то связанных с событиями разграбления церкви, а также разные необьяснимые несчастья в их семьях, продолжающиеся по настоящее время дали мне богатую почву для размышления и выводов: "Икону вернут в храм ,когда её очередной временный владелец узнает, что его ожидает ." Тогда же грабители с целью запутать общественность, распустили слух о том, что икона, мол рассыпалась на мелкие кусочки, когда её бросили в машину для перевозки церковного имущества. Эта версия абсурдна потому, что за два года до варварского действа, икона реставрировалась и была в превосходном состоянии.
В одном из Варшавских музеев имеется гравюра , сделанная с нашей иконы Матери Божьей Сверженской. Исследователи и историки предполагают , изготовление этой гравюры относится к началу 17-го века. Всякие добрые чудесные, как и страшные бедственные явления на земле интриговали людей из-за отсутствия понятного обьяснения , случившемуся. Развитие общества и научных знаний позволяет многое из " чудесных явлений ." обосновать. Однако, совершенно не обьяснимые чудеса в жизни людей продолжают совершаться и по сей день.
Отношение же обывателя ко всему непонятному не подвинулось дальше, чем любопытство, от простого циркового аттракциона. А в большинстве своём люди относятся к чудесным явлениям на духовно-психологической основе чрезвычайно равнодушно. И напрасно. Причин такого поведения великое множество. Но оговоримся сразу - культура, образованность, социальное положение, талантливость личности- к человеческому равнодушию не имеют никакого отношения. Источником равнодушия всегда были леность и нежелание, неумение воспринимать окружающий мир во всём своём многообразии. Так было и двести и сто лет назад.
Чешский путешественник Бернгард Леопольд Франтишек в своих дорожных дневниках, опубликованных в 1689 году о путешествии по нашим краям отмечает, что в Минске ему понравилась ратуша, окруженная множеством магазинов; обедали в деревне Рудица за Койдановым, где содержателем корчмы были жиды; прибыли в г. Мир Радзивила, населённый множеством жидов. Австрийский дипломат Корб Иоган Георг в путевых заметках дневника о путешествии в Москву в 1698 году писал: "…у Жукоборы переправились через реку Неман. Один из извозчиков неожиданно попал в яму и опрокинул телегу, которую долго нельзя было вытащить, так что вода попала в сундуки и замочила драгоценности."
Известный английский писатель и исследователь Джонстан Ричард в своей книге " Путешествие." в 1815 году писал: " Новый Свержень это малое поселище с одной длинной улицей и пятьюстами жителей."
Вот так иностранцы писали о наших краях двести лет назад. Писали, что видели и не больше. Может быть потому, что путешествия в те времена было занятием, не из приятных.
Отодвинемся в истории чуть поближе к нашему времени. Русский учёный минеролог и химик Василий Михайлович Севергин в своих " Заметках путешественника по западным провинциям Российской державы." писал: " По Неменю видел я здесь множество мелких судов, кои шли с разными товарами и между прочим несколько таковых судов с поташом из города Столбцов и как сказывали мне для отправления за границу. …Стоило бы только с приличным хозяйством употребить лес, находящийся в том краю, хотя в небольшом изобилии, но о размножении коего надлежало бы прилагать старание. …Свержень, где начинается Минская губерня, есть небольшое весьма приятное местечко, лежащее рядом с городком Столбцы. В Свержене нашёл я первую в пути моём поварёную соль, которая столь была очищена, что белизною своею подобна была наилучшему сахару…. Сказывали мне,что получают её в сём виде из города Пинска….Кажется, что поташ, о коем я заметил прежде сего, что везли из Столбцов по Неменю, получается из здешнего края, ибо я видел в разных местах здешних лесов огни, и меня уверяли, что оные происходили от жжения пней для получения поташу."
Хозяйский глаз учёного Севергина В. М. увидел природные богатства земель белорусских, которые и теперь используются далеко не лучшим образом . Взгляд известного русского писателя, драматурга, сатирика Дениса Ивановича Фонвизина, бессмертные произведения которого были классикой в советский период и изучались в программе литературы для общеобразовательных школ ( Недоросль и др. ) был направлен на духовную составляющую того общества, из которого вышли и мы. Проехав Негорелое 27 августа 1777 года, Фонвизин Д. И. был в Столбцах. Писатель осмотрел местечко, видел мощи " святого" Фабиана.
В его записках есть место, где он высказывает свои взгляды на церковные чудеса: " Я ходил его ( святого ) глядеть и признаюсь Вам, что не увидевши сам, не поверил бы, как люди до варварства могут быть унижены. Главное мастерство этого святого заключается в изгнании чертей. Удивлен -бесконечно, как проходимцы, ничего не изгоняючи, наживаются на душах простаков. Вообще забобоны тут дошли до необыкновенной степени."
В другом месте, описывая впечатления о посещении местечка Мир и большого количества духовенства Фонвизин Д. И. заключает " Папы завладели всей Польшей." Следующим очевидцем своего времени, записавшим воспоминания о посещении наших мест, является богослов, этнограф, писатель, журналист Павел Михайлович Шпилевский.
Он родился в 1823 году в деревне Шипиловичи Бобруйского района. Окончил Минскую духовную семинарию ( 1843 г. ) и Петербургскую духовную академию ( 1847 г. ), преподавал в Варшавском духовном училище ( 1847-52 г. ).
Он записал так " Несмотря на то, что вокруг Сверженя по направлению к Койданову большие пески, самый Свержень довольно грязен, кажется оттого, что лежит на берегу черноземистого ,илистого Немана и близь устья болотистой речки Жатеровки. Местечко это довольно старинное: начало его относится к 15 веку. Славилось богатой фаянсовой фабрикой. Свержень был свидетелем набегов перекопских татар, грабежей шведов и, наконец, опустошений французов ( 1812 г.), соединившихся в нем с поляками, которых преследовал от Сверженя до самого Минска знаменитый герой Отечественной войны Чичагов. … Посреди местечка, на довольно значительном возвышении, почти рядом стоят два храма: один- православный, а другой- римско-католический костел-фара. Фара ведет своё начало от 1588 года; во время владения местечком Радзивилла Черного она была превращена в кальвинский храм. Что же касается православной церкви, то, как свидетельствует надпись: 1511 на погостном памятнике, почти вросшем в землю, начало существования её должно отнести к 16 веку, если не раньше. … В Свержене есть несколько лавок, из полуоткрытых ставен которых выглядывают пейсы и смуглые, тощие физиономии жен еврейских. Мне вздумалось пройти мимо этих лавчонок, и владельцы их…кинулись на меня, думая чем-нибудь поживиться из моего кошелька. Но что я мог купить у них ? Аршин истлевшего ситца или фунт дёгтя. Вслед за лавочниками, как тучи, налетели с разных углов местечка бесчисленные факторы, и я едва упросил их оставить меня в покое .Свержень замечателен одной оригинальной улицей, которая почти вся состоит из корчем ".
По времени далёкие друг от друга , воспоминания путешественников побывавших в наших местах очень совпадают в том, что ни один из них не упомянул о славе и гордости округи, о Чудотворной иконе Матери Божьей Сверженской.
Трудно поверить в то, что она была малоизвестной в то время и была не наслуху. И мои сомнения обоснованы. В конце 20 века в фондах Российской Национальной Библиотеки в Санкт-Петербурге научным сотрудником М. Ткаченко была обнаружена неизвестная гравюра образа Матери Божьей размером 188 х 141 см.
После долгих поисков научные работники библиотеки находят книгу Петра Дунговского, где был рисунок Чудотворной иконы Матери Божьей Сверженской. А помогла в их поисках надпись на гравюре с датой 1753 год. Почему так быстро ушло из памяти то время, когда к ней приезжали, приползали в надежде на чудо простолюдины и первые лица Великого Княжества Литовского ? Был ли сам факт присутствия в маленькой сельской церкви Чудотворной иконы значительным явлением в общественной жизни и для православных верующих в том числе ?
Конечно, Сверженская икона не была единственной в своём роде. В 18 и 19 веках были и жили ближайшие к нам Чудотворные иконы Матери Божьей: Раковская в городе Раков , Одигитрия-Старичская в Слуцком монастыре, Старичская в Петропавловском монастыре Слуцкого уезда, Жировическая в Гродненской губерни, Минская в городе Минск, и совсем рядом от нас Говезнянская в поселище Говязна ( ныне дер. Вишнивец ). Может быть, в их множественности заключен фактор быстрого забвения? На начало 20 века в пределах Белорусской Епархии только Чудотворных икон Божьей Матери насчитывалось 19 .
В ту далёкую старину священник Петр Вагнер Дунговский повёл активное привлечение в православие через издание книги о чудотворных явлениях при иконе Матери Божьей, борясь за души прихожан. Соседство католического костёла и приток евреев в местечке, с их иудейской верой ставили православную общину при церкви на грань выживания.
Дальновидные действия церковного служителя обеспечили устойчивую жизнь общины на 100 лет вперёд. Через сто лет в середине 18 века продолжателем дела Петра Дунговского и опять на основе верования в Чудотворную икону стал ректор Сверженской униатской духовной семинарии Инокентий Яскевич. Открытый при церкви Радзивилом Рыбонькой в 1739 году базельанский монастырь, содержание учеников семинарии и постоянные расходы на ремонт помещений, вынудили ректора опять взяться за описание чудесных исцелений;- чтобы влить надежду в души страждущих, привлечь внимание широкого общества к Чудотворному образу Матери Божьей и через всё это увеличить поступления в церковную кассу.
Нападение французов на Россию в 1812 году и последовавшая война нанесли Новому Сверженю разграбление и разрушения. Только выгодное месторасположение местечка на торговом речном пути позволило быстро восстановить его, за счёт торговых доходов населения. Дела же церковной общины после войны с французами постоянно ухудшались из-за недостатка средств на содержание храма, монастыря и школы.
После перехода Нового Сверженя под российскую корону в 1793 году и отделение от западных прилежащих территорий униатская церковь лишилась дополнительных дотаций от крупных западных землевладельцев. Разруха и нищета привели к закрытию в 1833 году униатской церкви, монастыря, духовной семинарии и трёхгодичной базельанской школы для детей местных жителей.
В тот же год здание церкви и все надворные постройки были возвращены в православную церковь Сверженя. Вот тогда евреи возвели свою каменную синагогу на берегу речки Жатеровки. Очень обидно, за то что среди жителей и священников православной части местечка не нашлось духовного лидера, который бы, как и сто, и двести лет назад собрал, обьединил православных людей во вновь образованной православной общине.
В этот период середины 19 века через речной Сверженский порт перекачивались за границу и возвращались назад огромные денежные суммы, а на церкви от бедности сгнила деревянная крыша. Во время пожара случившегося в местечке в июне 1890 года на церкви сгорела крыша. Только в 1897 году Синод выделил на ремонт и обновление церкви 4700 рублей; приход же, насчитывавший более трёх тысяч человек собрал около 1500 рублей.
Про бедность сельских прихожан священник церкви Завитневич писал, в 1879 году, что от земледелия люди с трудом могут пропитаться.
Территория местечка понемногу разрасталась, но к концу 19 века звезда экономического благополучия Нового Сверженя окончательно закатилась. После завершения строительства и ввода в эксплуатацию железной дороги в 1871 году экономический потенциал стало набирать местечко Столбцы.
Славные военные страницы, связанные с победой Российской армии над французскими завоевателями, вписанные кровью и мучениями жителей Сверженя в историю Европы, постепенно забывались. Рождались и росли новые поколения. Творческая интеллигенция, народившаяся или возмужавшая на Столбцовщине в 19 веке, " как кулики на своём болоте.." воспевали только свои родные места.
Адам Плуг ( Петкевич Антон Антонович ) писал повести, легенды, поэтические рассказы и воспоминания, связанные с Жуковым Борком. Кастусь Каганец ( Кастровицкий Казимир Карпович ) , проживавший непродолжительное время в Засулье , как писатель известен обработкой местных легенд и преданий. Художник Зенон Ленский с фольварка " Сула." - рисует портреты особ из высшего общества. Демидович Павел Петрович родился в деревне Николаевщина в 1871 году. Выросший на привольном Понемонье, занимался изучением и накоплением фольклорного богатства края. Печатался в "Виленском вестнике." .
Значительной, напечатанной его работой было исследование о сохранившихся со старины верованиях и традициях, где им рассматриваются народные поверья в нечистую силу, в ведьм и знахарей; про разного рода чудеса; про волкалаков и заклятые места, которые сохранились в памяти сельских жителей окрестных с Николаевщиной деревень в конце 19 века. В этой работе исследователь не вспоминает о чудодейственной силе Сверженской иконы Матери Божьей.
Перечисления творческих личностей Столбцовщины, отметившихся как-то своим творчеством в 19 и 20 веках можно было бы продолжать. Однако, безуспешны будут поиски в опусах их творчества даже отзвука о Сверженской святыне. Ещё и ещё раз зададимся вопросом, что отводило или отпугивало творческую интеллигенцию от стариннейшего в наших окрестностях поселища людей под названием СВЕРЖНО?
Возможно, те славные стороны в истории, которые имеются у Свержно, заслонились создавшимся позже имиджем торгашеского места с его нетрадиционным населением и бьющей в глаз бедностью? Но не скрываемая бедность выглядывала в большинстве из хатёнок и домишек православных тружеников. Ближе всех других творческих личностей Столбцовской округи во второй половине 19 века подошел к народной теме поэт Янка Лучина. У юноши романтического склада яркие детские впечатления переросли к зрелому возрасту в глубокий патриотизм и излились запоминающимися строками, написанные поэтом в 1886 году:
Люблю тебя, люд мой, убогие браты,
И думки твои невесёлой мечте,
Мне дороги хмурые ваши постаты,
С глубокой браздою тревог на лице. Янка Лучина ( Неслуховский Иван Люцианович ) был сыном шляхетского чиновника высокого ранга. В детские годы Янка с семьёй в летнее время проживал в арендованном под дачу доме, около деревни Мархачёвщина. Дорога туда шла только через Новый Свержень.
Судьбе было угодно сделать так, что этот дом лет двадцать или тридцать ранее арендовал отец Владислава Сырокомли. Сюда к родителям молодой Людвиг приезжал из Несвижа и из Новогрудка, где он тогда учился.
Стены того деревенского дома были напитаны энергией от общения с бедным людом Нового Сверженя и других селений, городов. Янка Лучина вызрел в поэта-демократа, тогда как Владислав Сырокомля стал известен больше, как беспристрастный историк-краевед, с одинаковой силой, зарисовавший словами, впоследствии, для потомков и роскошь княжеских дворцов, и убогость нищих лачуг бедняков.
В. Сырокомля ( Людвиг Кондратович ) состоялся, как уникальный историк-краевед, благодаря счастливой случайности, приведшей его к возможности ознакомления с библиотекой и архивами князей Радзивилов, во время его службы в Несвижской княжеской резиденции. От природы он обладал могучей способностью памяти, которую на сегодняшний день можно сравнить с информационностью фотографического отпечатка. Старинные документы увлекли юного канцеляриста -переписчика и он задумывает написать историю рода Радзивилов. Но собранные материалы, он не укладывает в свои " два небольших тома …" , а дарит своему другу М. Балинскому для книги " Старинная Польша." Частично материалы были им использованы и для своей книги " Странствия по моим бывшим околицам."
Был ли маршрут описания путешествия им действительно пройден или сюжет книги составлялся по воспоминаниям, узнать теперь этого не дано. Однако, из всей этой неясности, можно с полной уверенностью сказать, что местечко Новый Свержень и подробности его достопримечательностей он знал ещё с юношеских лет. Вот как он писал:
" Вьезжаем в местечко Свержень. Маленький это и неприглядный город. Вот на широкой проезжей улице теснится много бедных христианских и еврейских домов, несколько постоялых дворов, дальше почтовая станция, ещё дальше мельница, дом ксенза и небольшой старосветский кирпичный костёльчик . Там - рынок со своими убогими деревянными магазинами, каменная церковь и две полные грязи улицы, что сбегают вниз и связывают Свержень с местечками Столбцами и Миром. Как видим, нет тут никаких привлекающих внимание достопримечательностей. А пока попасутся кони, вспомним что-нибудь про старинные места.. и навестим убогий костёльчик….
Про здешний костёл мы знаем только одно: в 1588 году его отобрал у кальвинистов или, мажлива, у ариянов Николай Крищтоф Радзивил, приказал осветить его на имя Петра и Павла, однако очень скупо обеспечил. Небольшой старосветский кирпичный костёльчик такой же не приглядный в середине, как и со двора. С первого взгляда видно, что его строили не для католиков, а для небольшой части людей протестантского вероисповедования. Ризница, алтари, лавки, амбон, исповедальни всё деревянное и пристроенное после того, как костёл был передан католикам. В большом алтаре статуя Христа у столба , а в боковых две иконы не совсем художественно выполнены. Колокола разбиты, орган, а лучше сказать органчик с необычайным писком.
Однако, у этой неприглядной святыни, переполненной в праздники набожными людьми, помню, как искренне и горячо я молился, намного искренней и горячей, чем позднее в просторных и величественных храмах ! То ли черты уважаемого и очень набожного лица священника или протяжное, задушевное его пение, или старинность, которой веет тут с каждого уголка, или может большой запас веры в груди, не знаю, что из всего этого повлияло на мою набожность. В несколько лучшей русской церкви, которая когда принадлежала отцам базильянам - они имели тут своё послушничество - было, как мне помнится, несколько неплохих икон. В моей памяти остались показанные там страдания иезуитов в Японии, а также запомнился пустынник Ануфрий с бородой до колен, с которым ангел идёт до святого причастия."
На мой взгляд, тут при описании внутреннего убранства Успенской церкви осведомленный историк допускает ошибку, хотя и меньшую ,но общую с ранее упоминавшимися, как и он путешественниками и братьями по перу. Выразив общим словом " несколько лучшая" , по внешним очертаниям, а затем общим взглядом и по памяти от более раннего знакомства внутри, Сырокомля забывает упомянуть церковную святыню, возраст которой исчислялся более чем за двести лет, Чудотворную икону Матери Божьей Сверженскую.
К слову напомним, что наш уважаемый странствующий путешественник на пути в Свержень, проезжая окинул взглядом " местечко Говязна с пригожей каменной церковью…" церковь Нарождения Иоана Предтечи, которой к тому времени было более 200 лет, и где также была Чудотворная икона Матери Божьей Говезнянская с 40 вотами. В Говезне он даже не останавливался и можно предположить, что этим он выразил местным православным верующим своё неуважение.
Остаётся разгадать, почему историк допускает одинаковую невнимательность в Говезне и в Новом Свержени. Предположить, что он не знал о Сверженской святыне невозможно, потому что в его время книга П. Дунговского, переизданная И. Ясткевичем не была ещё библиографической редкостью. Как образованнейший человек середины 19 века и проживавший в юности вблизи Сверженя не мог о ней не знать. Значит книгу читал и о чудотворной иконе знал. И ещё один штрих.
В книге, при описании Столбцов, Церковь святой Ганны по возрасту ровесница именитому путешественнику, не была удостоена даже его взгляда. Очевидно, так было и наяву. Полагаю теперь, что даже самый внимательный и придирчевый читатель не потребует от меня ещё больших доказательств, что у Владислава Сырокомли было большое невнимание к православным храмам, в то время, как все католические были осмотрены внимательным образом и так же подробно описаны.
Хотя те и другие несут в своей сути христианскую веру, известно, что так называемые инструменты, атрибуты веры, а значит и формы доставки той самой веры к душе и в душу человека , имеют существенные отличия. У каждой веры свои приверженцы. Вот и излился ответ на многие ранее прозвучавшие вопросы. Сырокомля был католиком и воспевал то, что ему было ближе.
Православная вера на землях Речи Поспалитой и Великого Княжества Литовского после трёхразового разделения их между Австрией , Пруссией и Россией ( 1772, 1793, 1795 г, г ) , стала считаться верой Российской империи, которая после передела оккупировала территории проживания, народившейся и возмужавшей творческой интеллигенции середины 19 века, упоминавшейся ранее в нашем рассказе.
Это было время обновления давних идей о независимости, сформировавшиеся в мечту о всеобщей свободе, равенстве, братстве. Время втискивало в свои вековые жернова народы и страны, чтобы двести лет вести свою кровавую работу. Обедневшее и безземельное шляхетство молодого поколения середины 19 века, как и российские декабристы в начале этого же века, создавали в обществе определённые колебания социал-демократического направления, провозглашая в своей " Повстанческой инструкции." призывы к борьбе за лучшую жизнь людей и селян в том числе.
Они питали надежду разжечь костёр народных бунтов наподобие крестьянских волнений в России под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачёва , но под флагом борьбы за независимость.
Селяне не поддержали шляхетские выступления возглавляемые. К. Калиновским, так как они ещё не доверяли своим панам. Историками доказано, что только " отдельные личности, родившиеся раньше своего времени…" сознательно сжигали себя за идею. Основная же масса шляхетства, примкнувшая к таким живым факелам, тогда желала бы по возможности получить что-либо для себя: кусок земли, материальное, должностное, карьерное или что- то другое в этом роде.
Так западный ветер французских революций обретал устойчивое направление на восток через Беларусь в Россию. Волнения шляхетства 1863 года не коснулись Нового Сверженя, потому что основное население его составляли свободные работные люди, безземельные крестьяне и евреи, в большинстве занимавшиеся торговлей.
В. Сырокомля не дожил один год до шляхетского повстания. Он ещё юношей мечтал, что его поколение исправит все ошибки батьков. Он мечтал видеть своё отечество прекрасным и свободным: " …люди будут ходить по нашим дорогам и благословлять нас, своих батьков." Книга,с описаниями былых околиц, напечатанная в 1853 году, ценна содержанием исторического материала, но завуалированные в простоту предложений , взаимоотношения между угнетёнными и угнетателями легли в основу " Повстанческой инструкции." Кастуся Калиновского.
Писатель, поэт Сырокомля трансформировал в себе реалистический натурализм белорусского философа и мыслителя Сымона Будного (1576 г.), и был близок по мыслям и идеям с Александром Незабытковским, который написал в 1845 году утопический роман " Мечты о любви и свободе ." , о победе национально-освободительной революции в Польше и Белоруси в середине 19 века.
19 век - век котёл, переплавивший в себе по всему миру тысячелетние идеи человечества. Не мог образованнейший человек своего времени, хотя и верующий католик, серьёзно доверять и верить в реально неосязаемые чудеса. А католицизм это допускает ?
История не оставила нам следов обращения к Чудотворной иконе Матери Божьей Сверженской, Сырокомли - отца, боровшегося за спасение своих детей. Не спас. Чуда не случилось.
Мы располагаем только фактами биографического среза о жизненном разломе человека, который разуверившись во всём покидает свой дом и уходит " куда глядят глаза.". Так я оправдываю поступок В. Сырокомли, человека - отца, который только своим молчанием выразил начавшееся снижение общественной роли христианской веры с середины 19 века.
Сырокомля ушёл, высказав нам в 21 век, через свои " странствования " , по сей день актуальные для жизни размышления : о том каким должен быть ксенз или священник для своей паствы и руководитель для руководимых людей.
Учащихся молодых людей он называл- надеждой края. Считал обязательным иметь высокую грамотность людям, которые берутся разьяснять любые политические события. Призывал не бояться хозяйственной рутины, а для сельского жителя - приобретать знания по агрономии. Он приветствовал избавление деревни от " карчмарства ", как главного зла и не только для сельского жителя.
Подумать только , как быстро и неумолимо жестоко пробегает по человечеству незримая субстанция, которая называется - время . Оно идёт. Прислушайся, уважаемый мой читатель, к песне признания в любви , ставшему родным кусочку земли, хуторку или просто полюбившейся местности, уголочку природы, речному бережку столетним эхом, предназначенным для нас из далёкого девятнадцатого века Владиславом Сырокомлей "…хочу показать, что каждый закуточек края, хотя бы на первый взгляд и не являл он ничего необычайного, может стать предметом исследования, а исследования такого рода, не могут быть для нас бескорыстными, так как не все мы хорошо знаем свою землю, что каждый внимательно присмотревшийся до своей родной округи и так же описавший её, смог бы внести некоторые сведения в кладовую истории."
Мы, урожденные свержане, столбчане и жители всего Верхнего Понемонья проживаем на землях в глубокой древности освоенных и обжитых народом прибалтских племён, называвших себя с незапамятных времён - литвы.
Чтобы прикоснуться к тайне и открыть гордую прелесть звучания этого имени надо сделать самую малость - просклоняйте это слово по всем падежам языка. А прошу я Вас об этом потому, что ознакомившись с творчеством Людвига Кондратовича( Сырокомли ) и особенно со всем, что относится к истории и событиям на землях литвов, я обратил внимание на странное и непонятное обращение ( возможно это зависело от переводчика ) с этим словом.
Тут замешана сама госпожа история. Так вот, поступив на службу в Радзивиловскую канцелярию, находившуюся в помещениях Несвижского княжеского замка , Сырокомля получил возможность пользоваться богатейшей библиотекой и архивными материалами. Живое юношеское вдохновение от увиденного, услышанного и прочитанного, от знакомства с родовыми тайнами известнейшей фамилии , древние корни которой также сокрыты в землях племён литвов, наталкивает его на сбор материалов для написания в будущем истории рода князей Радзивилов.
И какой- то задел был, по- видимому , уже сделан. Потом случилась неожиданная женитьба, и наш потомок безземельной шляхты поселяется в самом сердце Верхнего Понемонья в фольварке Залучье, ( хутор в 1959 году был присоединён к деревеньке Жуков Борок ) где он арендует небольшой кусок земли, на котором зарабатывает на жизнь и пропитание семьи.
Как он гордился, что прикоснулся к неизведанным тайнам этого края, о котором и рассказывает в своих " Вандровках…" : "Тут , за какие-то две тысячи шагов от моего дома, я стою на высокой горе, откуда открывается такой широкий кругозор, откуда не раз озирал я бесконечный свет, такой прекрасный издалека, не раз посылал молитву Небу ; стою на горе лицом к солнцу, что заходит где-то за Неманом за лес Берштаны и кричу : направо отсюда лежала литовская земля, край Перкуна и сердечной Мильды, налево начинается земля славянская, земля сынов Славы. Здесь в этом месте пересекала Неман политическая межа двух могучих стран и племён…" и далее продолжает: " Однако, железное плечо литовских князей ещё в Х111 веке перенесло, как Самсон браму филистинов, границу своего государства куда-то далеко во владения Минских и Полоцких князей. Рингольд, литовский князь, отец Миндога в 1235 году, так значит шестьсот семнадцать годов назад одержал победу под Могильным ( 4 мили от Залучья ) над киевским князем Святославом, Дмитрием Друцким и Леоном Владимирским, заняв местные славянские окрестности, соединив их с Литвой, перенеся эту границу. С того времени тут уже была Литва ; Миндог, Витовт, Гедемин, Альгерд и его дети стали уже хозяевами этих окраин…"
Исторические события, изложенные Сырокомлей в изящной литературной форме и, главное, произошедшие хотя и очень давно, но в нашей округе сильно заинтересовали меня. Из каких источников они были взяты? Интерес усиливался возможностью побывать в тех местах, а возможно и найти какие-то фактические подтверждения о былых битвах в виде остатков железного оружия, пики, меча , щита или чего-нибудь иного. Сомнений не было в том , что молодой канцелярист заимел эти сведения из княжеских архивов.
Чтобы отыскать в исторической литературе какие-либо подробности о битве я решил определить, какой летописный источник был использован. Окунувшись в столь не легкий поиск - обнаруживаю, что специалистами-историками белорусскими, российскими, польскими, украинскими, прибалтийскими перепахано, в прямом смысле всё второе тысячелетие.
После продолжительных поисков и затем кропотливого логического анализа фактов, изложенных Сырокомлей ,с историческими источниками, исследованиями белорусских, польских, российских историков и других , я окончательно убедился, что он использовал летописные сведения из так называемых " Хроники Быховца .", составленные в середине ХV1 века.
Они были очень популярны в своё время ещё и потому, что их составляли хронисты Великого Княжества Литовского , фамилии которых остались не известны истории. Возможно, в архивах и библиотеке Радзивилов можно было бы найти и другие уже известные летописные источники или их копии в рукописном или в отпечатанном виде.
Это " Повесть временных лет.", написанная монахом Нестором в первом веке второго тысячелетия, " Лаврентьевская летопись" 1377 года, " Ипатьевская летопись" 1415 года о событиях в Киевском, Галицко-Волынском и Суздальском княжествах.
В княжеской библиотеке просто обязана была быть " Хроники польской, литовской, жамойской и всей Руси." , написанные во второй половине ХV1 века польским хронистом-историком Матеем Стройковским и отпечатанная типографией в 1582 году.
Во времена Сырокомли и в более ранние времена, равно как и теперь летописные источники из разных регионов, княжеств, государств не всегда принимлись, как соответствующие истине, о стародавних временах и о событиях, недавно минувших. И если древние, и не очень летописи, описания исторических событий , составленные разными авторами противоречат друг другу, то это означает отсутствие у летописца первичных летописных материалов и потому недобросовестный автор начинает творить вымысел или писать очень приблизительно по действующим лицам , описанию событий и датам.
История располагает множеством примеров, когда искажение события до не узнавания преследует идеологические цели, заложенные в них. Вот как были изложены в " Хрониках Быховца." события о двух битвах, состоявшихся в недалёких от нас местах под Могильным и около Койданово упомянутых Сырокомлей в книге " Странствования по моим бывшим околицам " ( см. стр. 16 и стр. 133 ). О битве под Могильным. …
"После того как литовский князь Рингольд немалое время прокняжил в Новогородке ( ныне Новогрудок ), русские князья Святослав Киевский, Лев Владимирский и Дмитрий Друцкий решили изгнать его из Новогородка. Получив себе на подмогу от царя заволжского несколько тысяч татар, они двинулись на Новогородок. И вот, Рингольд встретил их на Немане, около Могильна ( теперь на территории Узденского района место переименовано в посёлок Неман ) и в лютом бою, который продолжался целый день, разбил своих противников, одержал великую победу, и с богатой добычей вернулся в Новогородок."
… Но, как мы видим, в " Хронике Быховца." нет даты, когда была описанная битва. Сырокомля указывает конкретно, что битва была в 1235 году. Откуда же появилась эта дата у автора " Вандровок…" ? В Российском публицистическом сборнике "Живописная Россия "(том 3) девятнадцатого века в одном из материалов указывается такая дата.
Это можно рассматривать, как один из вариантов появления конкретного года битвы у Сырокомли, не больше. Он мог её взять и из другого источника. Принять исторически верной эту дату нельзя по двум причинам. Во первых - участниками битвы называются татары. Откуда могли взяться тут войска татар, если известно, что в этот год они ещё не появились даже на Руси?
Причина вторая : называется литовский князь Рингольд , который не мог княжить в 1235 году, потому что тогда в Новогородке князем был Изяслав. Так записано в " Ипатьевской летописи." Появление среди князей литовских Рингольда , да еще как отца Миндога - совершенно литературный приём. Если бы он был литовский князь, он бы присутствовал в договоре литовских князей , давших обещание галицко-волынскому князю воевать против Польши на стороне галицко-волынского княжества.
В этом договоре, составленном в 1219 году есть князь Миндог, есть брат Миндога , князь литовский Довспрунг, а князя Рингольда их отца - нет. Могло ли так произойти? Не могло ! Значит на момент составления договора его уже не было в живых.
Также предполагать, что отец Миндога имел это имя маловероятно. Среди русских князей, которые упоминаются в " Хрониках Быховца " назван Лев Владимирский. Это помогло установить более реальную дату похода татар и русских князей на Новогородок. В " Ипатьевской летописи" за 1274 год называются русские князья, которые были уже завоёваны татарами и среди их был галицкий ( а не владимирский ) князь Лев.
В " Хронике Литовской и Жамойской " битва под Могильно называется в 1284 году , но никакого описания самой битвы не даётся. В " Хрониках Быховца " рассказывается, что князь Рингольд одержал великую победу.
Значит, после поражения татар и русских этот поход не смог бы продолжиться. " Ипатьевская летопись" пишет, что поход на Новогородок был, не встретил ни какого сопротивления и окольный город был взят и порушен. Личность же князя Рингольда вообще является выдуманной. Он никогда не был князем Новогородка и кроме одного источника " Хроники Быховца ", в которых его придумали, он не упоминается ни в каких летописях" утверждает белорусский историк Н. Ермалович.
Для учащихся 10 класса общеобразовательной школы в учебнике " История Беларуси" под редакцией доктора исторических наук, профессора М.С. Сташкевича на странице 69 , из летописей за 1235 год упоминается " Литва Миндога", одного из литовских князей , а о князе Рингольде упоминаний нет.
Таким образом о первой битве, упомянутой В.Сырокомлей, скажем так : в 1235 году битвы под Могильно не было, никакой великой победы не одерживалось, князь Рингольд- выдумка недобросовестного летописца.
Желающим доказать, что это не так - возможностей предостаточно. Владислав Сырокомля уезжал навсегда из своего прекрасного, несчастливого Залучья 17 сентября 1852 года с разбитым сердцем и со слезами на глазах. Его путь в Вильню, где он собирался в дальнейшем проживать пролегал сначала по полевой дороге вдоль правого берега столь любимого им Немана, и минуя по левому боку Столбцы прямо на большак-гостинец, что выходил из Нового Сверженя. Дальше по широкой почтовой дороге средь бесконечных и тёмных лесов на Минск неминуемо надо было проследовать через Койданово.
Столетия почти не изменили внутренние лесные дороги. Теперь, как и тогда, правда медленнее и без дорожного комфорта можно пробраться, проехать верхом или на телеге почти напрямую из Пинска, Турова через Слуцк, Копыль, Клецк на Минск и Заславль. И уж никак не миновать, следуя по старинным лесным путям, проторенным на верхних и сухих землях в обход топей и болот Понемонья, не миновать на переходе Немана местечка Могильно. А уже через 8-10 миль на этом пути будет Койданово.
Вот оно нужное нам место. Но и тут меня одолевают сомнения. Этими ли непроходимыми путями шли завоёвывать Литву конные татаро-монголы и галицкие князья много столетий назад? Потому как, вначале Киевские князья, потом галицко-волынские , ходили еще без татар воевать на Новогородок, обходя непроходимое, заболоченное верхнее Понемонье по Западной его окраине, по направлению на Слоним, Волковыск.
О второй битве под Койдановым. В. Сырокомля , остановившись на отдых в Койданово, решил дать последний, прощальный залп остатком своих исторических сведений, добытых в Радзивиловских архивах. Но , подойдя к изложению события более осторожно, чем в упоминании о битве под Могильно, он сразу оговаривается: " У Страйковского можно прочитать ( Матей Страйковский - историк , хронист Польши и Великого Княжества Литовского, жил , писал и обрабатывал летописи в ХV1 веке.)…, что под Койдановым великий князь жмудский Скирмунт в 1241 году дал отпор татарам во главе с Балаклаем, а Миндовг добился победы над теми же татарами, а также над русскими князями Данилом и Василием."
Как коротко, красиво и победно это звучит. И как бы В. Сырокомле хотелось в это поверить, потому что уж и написал об этом , но он тут же дает другое толкование этой битвы, но уже ссылаясь на российского историка таким образом: " Карамзин же ( том 4, стр. 53, изд. 1842 г. ) утверждает, что, наоборот, Миндовг был побеждён, однако не даёт письменных свидетельств, на которых это обосновывается."
Для убедительности, Сырокомля цитирует российского историка: " Данила тешился уже мысленно о своей полной независимости, когда неисчислимые войска монголов, которые вёл жестокий Бурундай, наследник слабого Курамсы, оказались на границе Литвы с Россией. "
Ты друг или враг хана ? - спросили у галицкого короля послы Бурундая. Если ты друг, иди с нами на Литву." Данила испугался, медлил с ответом, однако, наконец разглядев перевес татарских сил, послал к Бурундаю своего брата Василька с войском и поклоном.
Полчища монголов обрушились на незнакомую им до этого Литву. Только бесконечные пущи и глубокие болота защитили жителей. Города и деревни были сметены с лица земли. Хитрые подходы Данилы не дали результатов.
Ни в Кракове, ни в Венгрии он не нашел помощи, и одним для него утешением стало полученное в дороге известие, что Василька победил Миндога, страшного для соседей, но слабейшего чем монголы." В " Хрониках Быховца ." об этом рассказывается по другому, что заволжский царь Балаклай собрал великую рать и пошел на Русь, а великий князь Скирмант, собравши своё войско в Койданове, победил в 1241 году рать татарскую и самого царя убил.
Указывается и описывается еще одна битва под Койдановым, называвшееся до битвы Крутогорьем, в которой уже князь Миндог в 1240 году разбил татар во главе с Кайданом и его союзников галицко-волынских князей Данилу и Василька.
Утверждается, что Кайдан был убит тут, потому и стало это место называться Койданово. ( Для сведения читателям - около города Поставы также имелся населенный пункт под названием Койданово, а у других историков есть свои очень даже убедительные предположения ) Сырокомля о победных битвах прочитал в "Хрониках Быховца" и в " Хрониках " историка М.Страйковского, а историк Страйковский , составляя свои " Хроники" лет на тридцать позже, я предполагаю, списал безответственно кое что с " Хроники Быховца " .
Все эти пересказы прочитаны, принимаются В. Сырокомлей " за чистую монету" , и попадают в его книгу " Странствования по моим бывшим околицам." А эта книга вот уже сто пятьдесят лет вещает, как научно-популярное издание, адресованное массовому читателю такие, просто недостоверные факты.
Для чего, с какой целью были придуманы не существовавшие князья - победители в битвах, которых не было. Как все это похоже на начавшиеся уже в наше время попытки, и в литературе тоже, перекроя, искажения фактов, а то и вообще отрицание побежденными и освобожденными странами и иными вещунами, истинных победителей в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 года, которая и окончилась то всего 60 лет назад.
Еще раз мы сталкиваемся с искажениями событий далекого прошлого в " Хрониках Быховца." Великого князя Скирмонта в истории не существовало. Битв в 1240 и 1241 годах, в которых участвовали татаро-монголы не могло быть, так как первое проникновение татарских войск на территорию Великого Княжества Литовского произошло в 1258 году ( историк В.Т. Пашуто ).
Действительно, тогда великим князем был Миндог, а вместе с татарами в набеге участвовал волынский князь Василька, но татар вел не Койдан, а Бурундай. Войска татар и князя не встретили сопротивления от войск Миндога и " заняли земли Литовскую и Нальшанскую." .
Это подтверждает Новгородская 1 летопись. Татарского предводителя с именем Койдан в военных походах на Новогородок не числится (Золотая орда и её падение - изд.1950 г. Б. Греков и А. Якубовский). Зададимся очень актуальными вопросами. Почему и для чего в позних летописных материалах ХV1 века как " Хрониках Быховца." , в материалах, известных под названием " Хроники польской, литовской, жамойской и всей Руси" польского историка-хрониста М. Страйковского появились несоответствия, искажения, вымысел ?
Какие были причины для написания и последующего распространения придуманных событий ? Было ли это просто неточностью из-за отсутствия первичных летописных документов ? Разве авторы вышеназванных " Хроник…" не знали, что простой сравнительный анализ с другими летописными источниками сразу откроет и отличит вымысел от правды ?
Именно так всё и случилось. Обе эти хроники составлялись во времена начавшегося упадка Княжества Литовского. Налицо видно стремление правящих князей возвеличить самих себя, а через летописцев приукрасить события давних лет, выпятить историческое значение отдельных лиц за счёт не существовавших событий. А может и ещё проще! ?
Летописцы, упомянутые выше, писали то, за что хорошо им платили. " Конечно, нельзя отрицать угрозы татарского нашествия, которая висела над белорусскими землями, ведь набеги татар, как мы уже видели, действительно были. Однако, нельзя и дело показывать так, будто бы только Литва могла защитить другие княжества от татарского завоевания." ( Белорусский историк Н. Ермолович )
В. Сырокомля использовал недостоверные материалы в своих " Вандровках…" без умысла на ложь. Он был наивно уверен в правдивости фактов, которые сам увидел и записал с документов в архиве Радзивилов. Однако, в результате применения таких "фактов" его книга создавала у широкого круга читателей искаженные представления о событиях и лицах, создававших Великое Княжество Литовское, и их военных заслугах.
К сожалению эта искаженная информация перекочевала со страниц " Вандровок…" в книгу " Память" Столбцовского района ( см. стр.49, 50 ) опубликованную в 2004 году. Какую цель преследовал Столбцовский историк А.М. Турко цитируя в выше названной книге страницы из "Вандровок…" В. Сырокомли с недостоверными фактами?
На редакционном листе в начале книги указывается, что районная комиссия по созданию историко-документальной хроники Столбцовского района работала , не много ни мало, а почти 15 лет.
Если смотреть по глубине в времени размещенных, ранее напечатанных материалов, то от статей последнего десятилетья мы перемещаемся в 1945 год. Материал из районки "Голос селянина" за 1945 год также получил в книге место.
Это хорошо. Книга-Хроника "Память" , является ценнейшим источником познания родного края для подрастающего поколения. Со всех сторон в её адрес слышны критика, нарекания и какое-то неудовлетворение. Всё это так.
Есть неточности, необоснованные восхваления, есть тенденциозное умолчание общеизвестных исторических фактов, остались за пределами книги не заслуженно забытые герои и личности. Тем не менее все допущенные недостатки должны нас звать к продолжению историко-поисковой работы, всех кому дорога честь и слава нашей Беларуси.
Серия книги "Память" - это начало нового патриотического воспитания молодежи. "Память" должна стать настольной книгой и в школе, и в каждой семье. Была у меня задумка вот так завершить свой рассказ, однако, помня, что всё познаётся в сравнении, решил заглянуть в "Память" наших ближайших территориальных соседей Несвижского, Дзержинского и Узденского районов. Заинтересовало, а как там нашли отражение, упоминавшиеся В. Сырокомлей , битвы под Койдановым и Могильным.
И вот что мне пришлось увидеть и прочитать. В книге "Память" Несвижского района о тех придуманных битвах не упоминается ни одним словом. Оно и понятно. События не относятся к Несвижу.
Об В.Сырокомле написана обстоятельная авторская статья без многостраничных цитирований его произведения. Имеется, конечно описание дорожного путешествия по тексту "Вандровки…" от местечка Мир до Несвижа, но всё очень в меру и к месту. Приятно смотрятся фотографии мемориальных досок, установленных в память потомкам о белорусском поэте, одна в здании Несвижского иезуитского костёла в 1912 году, другая на здании Несвижского дворца Радзивилов в 1990 году. В том же году на территории дворцово-паркового комплекса установлен бронзовый бюст поэта. При ознакомлении с книгой "Память" Дзержинского района я был приятно удивлён обстоятельной авторской статьёй историка Волохановича А.И., который анализирует известные исторические исследования о битве под Койдановым. Ни разу не упомянув конкретной даты этого события он как бы колеблется, а вдруг эта битва, да и победно завершившаяся всё таки была?
Сомнений в её правдоподобности у А.И.Волохоновича больше, чем уверенности, что она была. Он пишет: " В легенде-предании и в летописях не сходятся концы с концами. Согласно легенды татарский военачальник Койдан (Кайдан). Согласно летописям: Койдан, Балаклай, Бурундай - татарский военачальник, хан.
Согласно легенды жил в Х111 ст. Согласно летописям: жил и воевал в Х1V ст. Вот и неувязка: в каком столетии он жил? Против кого он (они) воевал(воевали) ? А может, летописцы обработали легенду (предание) на заслуги великих литовских князей и подали в Хрониках (легендах) события так, как необходимо было в то время - для возвеличивания могущества в Х111 ст. князей Великого Княжества Литовского, как говорит про это историк М.И.Ермалович." И продолжает далее: " И ещё одна загадка - почему по легенде Крутогорье-Койданово упоминается в Х111 ст. и только через два столетия в документальных источниках мы уже встречаем название Койданово в 1439 и 1445 годах. А татары, как мы уже установили, начали селиться в ВКЛ в конце Х1V ст. и воевали на стороне литовских князей.
Мне кажется, что мы вплотную подошли к разгадке названия Койданово. Вот такую гипотезу я предполагаю согласно легенд и преданий, летописей и хроник про переименование Крутогорье в Койданово." Называя в книге "Память" мифическую битву под Койдановым "Крутогорская битва Х111 ст." А.И.Валоханович заключает: "Битва под Крутогорьем скорей всего миф, созданный в ХV1 - ХV11 ст. с целью прославления литовских князей, которые будто бы только они могли противостоять татарским завоевателям, чего в действительности в Х111 ст. не было." См. стр. 48-56 книга "Память" Дзержинского района Минской области.
Для любознательного читателя на стр.56 этой книги приведены тексты про ту мифическую битву из "Хроники Быховца", "Хроники Великого Княжества Литовского и Жамойского", а также текст из опубликованного материала в 1991 году белорусского этнографа С.Ф. Терохина и выдержки из книги "Россия. Верхнее поднепровье и Беларусь" 1905 года изд. т. 9 стр. 424.
Цитируя из книги "Вандровки…" , где В.Сырокомля описывает своё пребывание в местечке Койданово, А.И. Валоханович уже упускает из текста белорусского поэта его опрометчивые утверждения о Койдановском сражении. Это и хорошо. Зачем лишний раз компрометировать поэта. И правдивей одновременно.
Уже наступал вечер. В читальном зале Пушкинской библиотеки в Минске, где я напряженно работал целый день , зажгли свет. Шок, в который я был повержен, понемногу отступал. Оглянувшись на соседние столы, за которыми несколько студентов настойчиво "грызли гранит науки" я тихо прошептал - эврика!
Не перевелись настоящие летописцы княжества литовского! И тут вдруг мне привиделся столетний князь Рингольд, могучий как неманский дуб. Своим гигантского размера мечем он выкашивал этих татаринов и конных, и пеших. И так целый день, в две смены. Что там мелкие битвочки под Клецком и даже под Дубровной. Тут пахнет ранним Бородино. Когда всех порубали, стали пересчитывать и в реку их, в реку чтобы не закапывать.
Своих конечно с почестями то ли сплавили, а может в штабель сложили и курганом закрыли. А тут еще сынок Миндовг, да внучек Войшлак под ногами путаются. Ух я вас сейчас! Даже пленным руки не связали. Чу, слышу кричат по отчеству громко Альгимундович! Значит уважают. Это мы селяне со своими князями тоже, ну да, как партизане простые селяне, разобьём даже мощного врага. Ох, читатели мои любезные, едва я отбился от этих видений-привидений.
Не верите? Тогда я дам прочитать всем желающим в живую, где сам читал. Вот такое потрясение испытал я, Ваш покорный слуга, после того как ознакомился с авторскими работами на тему Могильнянская битва, напечатанными в книге "Память" Узденского района Минской области. Привожу тексты этих работ полностью без сокращений и изменений.
Могильнянская битва 1284 года Согласно белорусско-литовских летописей произошла около д. Могильна Узденского района на р. Неман между великим князем литовским Рингольдом и коалицией русских князей ( Святослав киевский, Лев владимирский, Дмитрий друцкий), которые в союзе с татарами хотели " знову Литву под ярмо першое…привести". На стороне Рингольда кроме литовцев участвовала и " свая Русь". Войска Рингольда неожиданно и " з великим окриком" напали на противника. Битва продолжалась с утра до вечера и окончилась в пользу Рингольда.
Коалиция русских князей и татар понесла убитыми 40 тысяч человек, в плен попали 1 тысяча человек. Урон войска Рингольда составили 700 человек убитых и 200 раненных. Сведения про битву относятся до полу-легендарных. Существование князей, которые участвовали в битве, другими источниками не подтверждаются. Однако, принимая во внимание, что в 1258-1338 годах татары 7 раз ходили " на Литву" и при этом вместе с ними участвовали владимира-волынские князья, можно допустить, что летописный рассказ опирается на реальные события. Правдоподобно выглядит привязка битвы до в. Могильна. Тут Неман имеет широкое русло и мелкое дно, благоприятное для переправы войск. В Х111 ст. тут существовало поселение, которое зафиксировано археологами. В ХV - начале ХV1 ст. напротив этого поселения около переправы построен Могильнянский замок. Автор Л.В.Колядинский книга "Память" стр. 36,37.
Представляю следующую авторскую работу (часть текста касающегося Могильнянской и Койдановской битв.) В составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.…Феодальная раздробленность, междоусобные войны ослабили старожитнорусскую державу и сделали её земли объектом агрессии соседних феодальных владельцев.
В Х111 ст. восточные и центральные княжества подвергались нашествию татаро-монгольских ордов, западные княжества стали объектом нападений литовских князей и немецких рыцарей. Земли Узденщины находились на путях движения русских князей, которые направились на северо-запад, чтобы дать отпор литовским набегам.
Через её территорию проходили в 1240 году полчища татарской конницы, что направлялись на завоевание западных земель Старожитной Руси. В 1240 году татаро-монголы ворвались с юга в западную Русь и захватили, и разгромили Туровское, Пинское княжества, направлялись на Брест, Минск, Новогрудок. Первые летописные сведения о поселениях, размещенных на Узденщине и вопросы политической жизни, датируются 1230 годом. Из летописей известно, что Киевский князь Святослав вместе с князьями Дмитрием друцким и Львом владимирским собирались остановить натиск литовских феодалов.
Обьединив свои военные силы и вступив в союз с татарами, они двинулись навстречу войску литовского князя Рингольда Альгимундовича. Кровопролитная битва произошла в 1235 году (по другим сведениям- в 1284 ) около поселения Могильна на реке Неман. Рингольд одержал победу. В скором времени в 1240 году на опустошенные земли обрушилось еще одно несчастье: сюда со своей многотысячной конницей пришли татарские ханы Гаюк и Кайдан. Пинск, Клецк, Слуцк, Новогрудок были разрушены.
Обьединив свои силы перед страшным натиском, местные князья с помощью простых людей-селян смогли осилить мощного врага. В 1249 году татарское войско было разбито около Крутогорья (теперь Дзержинск). Размещенное неподалёку поселище с того времени стало называться Койданово. … Автор В.У. Чапко книга " Память" стр.40-43 Узденского р-на.
Заключение.Если бы вышеназванные, уважаемые авторы разместили и даже напечатали свои произведения в средствах массовой периодической печати или, как В.Сырокомля ,издали свою авторскую книгу, это называлось бы их личным мнением.
Но книги " Память" - это хроники в целом , составляющие Хронику ХХ1 века республики Беларусь. Эта летопись собранная и изданная под руководством многочисленных редакционных комиссий, по моему глубокому убеждению не должна содержать " развесистую клюкву", семена которой были разбросаны полтора века назад амбициозно, но не со злым умыслом, белорусским поэтом .
Мною был рассмотрен очень маленький эпизод из истории государства Беларусь, пусть и не такой уж и злободневный. Главная опасность состоит в том, что семена дезинформации с умыслом или без, занесённые в Хронику-Память обязательно вырастут сорной травой для последующих поколений.