Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год. Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью -- каждые 7,5 лет!
За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) -- в 3,6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.
Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997 г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%.
При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения. К этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и станет крупнейшей в мире.
Существует нескольких гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо.
Гипотеза 1 -- отсталость. Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.
Анализ показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики.
Гипотеза 2 -- особенности структуры производства. Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики -- низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.
На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией.
Гипотеза 3 -- особенности структуры занятости. Утверждается, что более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ.
Анализ показывает, что темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978 г.), значения среднегодовых Темпов экономического роста в разных странах колеблются от -6,0% до +8,2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае.
Гипотеза 4 -- национальная специфика. Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость.
Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням.
Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.
Гипотеза 5 -- характер экономической политики. Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.
Для проверки этой гипотезы рассмотрим, в какой степени результаты экономического развития зависят от масштабов участия государства в экономической жизни страны.
По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ.
Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ.
Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ.Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94,9 до 26,6%. К 1995 г. он снизился до 18,9%. После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше, чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в настоящее время.
Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился в обеих странах: в Китае за 17 лет -- на 40%, в России за 6 лет -- на 90%. В настоящее время российский показатель выше китайского в 2,6 раза, а после сокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн чел., объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо.
Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на 16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным.
Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли -- с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.
В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое -- с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53% в 1997 г., что способствовало ускорению экономического развития.
Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6% в 1991 г. до 9% в 1997 г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49,7 до 44,4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России.
Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму -- отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г..
Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8,3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше.
Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г. до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с 5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18 лет вырос в 15,2 раза, импорта -- в 12,5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0,11% ВВП в 1978 г. до 5,08% ВВП в 1997 г. Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала повышению его темпов экономического роста.
Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в 1994--1995 гг. до 0,5-3,8% в 1997 г. В результате отношение экспорта и импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к показателям 1990 г. (26-37%). В последние годы наметился прирост прямых инвестиций в российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г. остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.
Денежно-кредитная политика. Китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 17,3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным.
В отличие от этого российские денежные власти в 1991-1995 гг. проводили на редкость экспансионистскую политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Центрального банка России за период 1992-1997 гг. составили 200%, среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 255%. В результате среднегодовые темпы инфляции достигли 435%, что способствовало резкому сокращению реального производства.
Бюджетная политика. Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 г. до 1,2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода реформ сохранялась в пределах 1,4-2,2% ВВП.
Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов -- с 30,4 % ВВП в 1979 г. до 10,3% ВВП в 1996 г. Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов --с 31,3% ВВП в 1979 г. до 11,5% ВВП в 1996 г.
Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов -- с 36,4% ВВП в 1979 г. до 13,1% ВВП в 1996 г. /p>
Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение.
Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства (tm) с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП в 1996 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах -- с 15,7 до 8,3% ВВП.
Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие Китая, является характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в 1979-1997 гг. в Китае проводились не постепенные (градуалистские), а либеральные экономические реформы. При этом степень либеральности и радикальности проводимых в Китае реформ, по всей видимости, не имеет аналогов в мировой истории. Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее китайской экономике рекордные темпы роста.
По сравнению с китайскими российские реформы оказались гораздо более непоследовательными, постепенными (градуалистскими). Степень государственного вмешательства в экономику оказалась несопоставимо более высокой, чем в Китае. Либеральных реформ в России не было. В конце 80-х - первой половине 90-х годов произошло не сокращение, а резкое увеличение государственной нагрузки, приведшее российскую экономику к острейшему кризису.
Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные экономические результаты -- она способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей .
В 1997 г. в России удалось добиться некоторого сокращения масштабов вмешательства государства в экономику, что способствовало прекращению спада, началу экономического роста и некоторому улучшению показателей человеческого развития. Тем не менее, размеры государственной нагрузки на российскую экономику в начале 1998 г. по-прежнему превышают возможности отечественной экономики, а также аналогичные показатели Китая не только последних лет, но и времени накануне экономических реформ.
Сохранение такого уровня государственной нагрузки не позволяет ожидать высоких и устойчивых темпов экономического роста, замедляет социальное и человеческое развитие страны. Опыт китайских реформ показывает, что лишь предельно либеральная экономическая политика способна остановить все возрастающее отставание России от своих соседей и других стран мира.
Что же изменилось после данного исследования в РФ. Китай является великой державой — кандидатом-сверхдержавой, экономической сверхдержавой, постоянный член Совета безопасности ООН. Одна из ведущих космических держав мира, обладает ядерным оружием и крупнейшей в мире армией по численности военнослужащих.
В 2010 году китайская экономика обогнала японскую и стала второй экономикой мира по номинальному ВВП. С декабря 2014 года является первой экономикой мира по ВВП (ППС). КНР является мировым лидером по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них. Крупнейший мировой экспортёр («фабрика мира»). Располагает наибольшими в мире золотовалютными резервами.
Согласно таможенной статистике, Китай уже много лет подряд является первым экспортёром текстильных изделий, одежды, обуви, часов, велосипедов, швейных машин и других видов трудоёмкой продукции.
Китайский импорт в США представлен компьютерным оборудованием (в 2012 году на КНР пришлось 62,2 % от всего компьютерного оборудования, ввезенного в США).
И всё это достигнуто руководством Коммунистической партии Китая осуществляющей строительство социализма с китайской спецификой!