Финансовые ловушки мошенников Казахстана

Финансовые институты прочно вошли в жизнь рядового казахстанца, но вместе с ними появились риски мошенничества в этой сфере, от получения кредитов до пропажи денег на карточках, сообщает Zakon.kz.

Развитие экономических отношений и информационных технологий сделали жизнь многих казахстанцев значительно комфортабельнее, стало легче получить наличные средства на неотложные нужды, крупные покупки или ведение бизнеса. Но, пользоваться техническим прогрессом стали и злоумышленники. Появились совершенно новые виды изощренных преступлений, которые свершаются как против простых граждан, так и организаций.

Чаще всего, мошенники нагло используют доверчивость и финансовую неграмотность простых людей. Например, может быть читателю приходилось видеть, как возле банков порой крутятся какие-то пронырливые личности. Тут схема заключается в следующем, предположим, идет человек за кредитом в банк. Но, буквально у дверей банка к нему обращаются незнакомые люди и завязав разговор стращают сложностью получения кредита. Порой разыгрывается целое представление, когда один рассказывает что ему не одобрили по смехотворной причине. Разговорив жертву на заданную тему, преступники убеждают ее, что с такими документами ей не получить кредит. И тут же, предлагают предлагают помочь с получением кредита, через своего человека. Естественно, это не бесплатно, «помощь» необходимо будет вознаградить.

Убедив жертву, аферисты указывают в какую очередь ей встать, заявляя, что именно с этим менеджером у них есть договоренность. На самом деле никакой договоренности нет. Как правило, они с менеджером даже не знакомы. Человеку одобряют кредит на общих основаниях и он, думая, что ему помогли посредники, отдает им часть полученных денег. Если человеку в кредите отказано, мошенники придумывают причину и предлагают несостоявшемуся заемщику прийти еще раз, например, через месяц.

Бывает, что особо наглые мошенники вообще особо не церемонятся, а сразу подходя к жертве запугивают, что без их помощи кредитов не выдают. А далее, навязывают свои псевдоуслуги. Важно, не поддаваться в таких ситуациях на провокации, не вступать в разговоры о деньгах с незнакомыми людьми, а уж тем более вступать в коррупционные сделки, которые на самом деле просто мошенническая схема по отъему денег у доверчивых посетителей банка.

Банки, также становятся жертвами преступников. Одной из самых распространенных видов «разводов» банков это получение кредита по чужому утерянному документу. Например, мошенник подает в правоохранительные органы заявление об утере документа. А на самом деле передает свой документ подельнику с похожей внешностью. Подельник получает по этому документу кредит в банке. Когда банк начинает предъявлять владельцу документа требования погасить кредит, он отказывается платить, ссылаясь на зарегистрированную утерю удостоверения.

Бывают и более экзотические случаи, когда один из братьев-близнецов, в тайне от другого, брал кредит по его удостоверению. Но такие случаи довольно редки и легко раскрыть. Хотя, говорят, что родственная связь между близнецами особо близка, но порой жажда неправедной наживы перекрывает даже голос крови.

Сейчас банки внедряют современные цифровые системы идентификации личности клиента. Поэтому таких случаев становится меньше. Но все же, до сих пор мошенникам иногда удается провести эту аферу.

Не стоит злорадствовать по поводу поражения банка и удаче преступников. Каждый успех мошенников рикошетом бьет по потребителям, заставляя государство и банк усложнять процедуру получения кредита, повышать процентную ставку, увеличивать количество удостоверяющих документов и многое другое.

Отдельным пунктом в финансовых махинациях стоит предательство близких людей. Нередки случаи, когда нечистоплотные люди рассказывают доверчивым знакомым о своем бедственном положении, говорят, что попали в сложную жизненную ситуацию. Просят взять кредит в банке и обещают отдать деньги уже «через неделю». Рассказывают, что продают квартиру, машину, ждут наследства и т. д. Потом исчезают с деньгами. Оставляя человека протянувшего руку помощи с огромными долгами.

В таких ситуациях трудно дать однозначный рецепт. Человеческое общество держится на взаимопомощи, но порой, люди которых вы считали друзьями или близкими знакомыми, могут оказаться мошенниками ловко прикидывающимися порядочными людьми. Увы, но такое случается даже с родственниками, в частности, когда даже близкий родственник попал в сети азартных игр или других пагубных страстей, лишается морального облика и решает удовлетворить свои низменные страсти за счет родных людей. Это конечно большое несчастье, от которого может спасти только внимательность к жизни своих родных и близких.

Особое место в рейтинге казахстанских афер стоят финансовые пирамиды. Причем, появилась новая схема пирамид, это уже не печально знаменитые МММ или «Смагулов и Компания» Мошеннические фирмы предлагают взять кредит в банке, отдать им часть этого кредита (например, 40%, как в случае с фирмой «Финстатус» в Казахстане), а остальное оставить себе, не погашая. Обещают, что взамен на полученное вознаграждение уладят все вопросы с банком. И первым вкладчикам (как всегда в пирамиде) действительно погашают их задолженность.

Люди рассказывают о чудесной возможности не гасить кредиты своим друзьям и знакомым. Те тоже берут банковские займы, отдают мошенникам 40%, но в какой-то момент те перестают выполнять свои обещания и исчезают. А люди остаются должниками банков. И часто выступают не против мошенников, которым они доверились, а против банков, требуя простить кредиты, поскольку они изначально не рассчитывали ничего погашать.

Подобная иррациональная вера в чудо играет плохую шутку с людьми не только варианте с «пирамидами». Надежду на «халяву» мошенники используют в уже не раз описанной схеме «вы выиграли приз».

Человеку говорят, что он выиграл какой-то приз (путевку/бытовую технику/автомобиль). И для получения выигрыша необходимо перечислить через систему быстрых платежей определенную сумму (якобы покрывающую орг. расходы). Мошенники просят сообщить им код перевода, получают деньги и исчезают. Причем, порой голос в телефоне может быть очень убедительным и настойчивым. Но, нужно помнить, что ни одна настоящая компания проводящая розыгрыш, не будет требовать с вас деньги, тем более, торопить выслать их по системе переводов.

Бывает, что в банки обращаются клиенты с заявлением о том, что с их платежной карточки пропали деньги. Они уверяют, что никому не давали свою карту, не доверяли PIN-код и другие конфиденциальные сведения. Однако расследования, проведенные банками, показывают, что карточкой воспользовались члены семьи заявителя. Например, женщина узнала на записи с видеокамеры банкомата своего зятя и забрала заявление.

В целом, 90% случаев с похищением денег на банковской карте связано с потерей/кражей карты или безудержной доверчивостью клиентов. До сих пор, многие люди не понимают, что такая информация как пин-код, CVV-код (трехзначный код на оборотной стороне карты) и даже номер карточки это конфедициальная информация. Ведь этой информации достаточно для того, чтобы через интернет снять все деньги с карты.

Особенно важно соблюдать секретность пин-кода. Однако, пожилым людям или впервые столкнувшимся с карточной системой людям это не всегда очевидно. Можно порой увидеть, как некоторые люди у банкомата просят помочь ввести пин-код посторонних людей, хотя банки постоянно предупреждают ни в коем случае не делать этого. Ведь именно у банкоматов любят подкарауливать своих жертв мошенники.

Стоит быть бдительным и в магазине, когда кассир просит набрать PIN-код. Некоторые люди стесняются прикрывать рукой клавиатуру, опасаясь своим недоверием «обидеть» кассира. Поверьте, порядочный кассир и сам не будет смотреть на ваши манипуляции. А самое главное, кассир понимает что это необходимая мера, поэтому такое чувство стыда просто ложное. Ведь с камер наблюдения в магазине иногда можно увидеть и номер карты и PIN-код. Таких случаев мошенничества немного, но они встречаются. Поэтому не стоит боятся защитить свои деньги.

В основе мошенничества почти всегда – доверчивость, неинформированность, недостаточная финансовая грамотность граждан, отсутствие знаний об информационной безопасности или ложные представления о невозможности без «блата» получить банковский кредит.

Главное, что нужно помнить – никогда никому нельзя доверять PIN,CVV, любые другие персональные коды, номера и прочие данные. Нельзя доверять лицам, которые не работают в финансовой организации, но предлагают помощь в предоставлении любых услуг.