Каждый четвертый пенсионер в Беларуси, по статистике, продолжает трудиться после выхода на заслуженный отдых. Средняя пенсия сейчас составляет 300 рублей. Корреспондент FINANCE.TUT.BY пообщался с представителями разных профессий, чтобы узнать ответ на вопрос: что мотивирует их продолжать работать на заслуженном отдыхе?
Ирина Прудич, старшая участковая медсестра терапевтического отделения, 56 лет. Общий трудовой стаж — 41 год.
— Когда мне исполнилось 50 лет, я могла выйти на досрочную пенсию. Правда, пришлось бы тогда уходить с должности участковой медсестры. Но я об этом даже не думала, — рассказывает женщина.
Ирина работает на пенсии полтора года.
— Я получаю пенсию и зарплату. Без зарплаты на все мои потребности, скорее всего, денег не хватало бы. Очень скромно прожить, конечно, можно… У меня есть домик в деревне, в наследство достался. Овощи выращиваю… А на сосиску, думаю, деньги всегда найдутся. Лишь бы не дорожали сильно коммунальные платежи. Вот эта статья расходов по карману бьет. Я живу одна, муж умер несколько лет назад. И на себя я денег много не трачу. У меня, кстати, мама жива еще, она отдельно живет. Так вот она умудряется с пенсии даже что-то откладывать. Говорит, пусть будет на черный день.
Ирина рассказывает, что иногда возникают мысли бросить работу. Например, когда нужно рано вставать, чтобы прийти в поликлинику на первую смену. «Но и то, скорее, в шутку сам себе скажешь за завтраком — и вперед, к пациентам. Мы же дети СССР, у нас такое отношение к работе, что называется, в крови», — говорит женщина.
— А у вас много пенсионеров среди коллег?
— В нашей поликлинике уважительное отношение к пенсионерам. И поэтому многие после выхода на заслуженный отдых хотят остаться еще поработать. В моем подчинении восемь терапевтических участков. Так вот, из восьми участковых медсестер четыре уже вышли на пенсию и продолжают работать. Причем две — уже больше 10 лет на пенсии! А еще две — «молодые пенсионерки», по два года всего. Но я хочу сказать, каждый должен знать свой предел. И сам чувствовать, когда ему уйти красиво. Ты должен уважать сам себя. И прежде всего свой возраст. И я считаю, лет десять отработать на пенсии — достаточно. Дома есть чем заниматься. Но если есть силы и здоровье — почему нет?
Анна Трубач трудится воспитателем дошкольного учреждения №?304 Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи. Женщине 58 лет. Ее общий трудовой стаж — 36 лет.
— Я работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Есть аутисты, малыши с ДЦП… Морально, конечно, сложно. И физически тоже. Некоторые дети не идут на контакт, не разговаривают. Аутисты вообще живут в своем мире, к ним еще сложнее находить подход. Сложно работать, — говорит Анна Трубач.
По ее словам, главный мотив того, что она продолжает работать на пенсии, — материальный.
— У меня пенсия — 295 рублей. Оплатить коммунальные услуги и прожить не так-то просто. А тем более за столько лет, нажив столько болезней, хронических в том числе… Практически вся пенсия уходит на лекарства. Поэтому и приходится выходить на работу, — рассказывает женщина.
— Если будет позволять здоровье, как долго вы готовы работать?
— Мысли об отдыхе, конечно, посещают. Особенно когда на первую смену рано вставать нужно. А еще если зима, мороз — из дома даже выходить не хочется… Но я всю жизнь в таком режиме. И люблю детей, даже этих сложных. Со священником разговаривала в свое время, он меня благословил на эту работу. В будущее не заглядываю. Каждый не то что год, каждый месяц может отличаться от предыдущего. Я в первую очередь, конечно, говорю о здоровье. Но лично я хотела бы работать так долго, сколько получится. Когда я была еще молодым воспитателем, в нашем детском саду были коллеги, которые уходили на пенсию и в 65, и в 69 лет… Считаю, полноценно можно жить тогда, когда твой труд и ты сам как специалист востребованы…
— Но предел ведь у каждого человека есть…
— А что делать? Вот в прошлом году, например, тяжелая была ситуация. У меня муж 9 месяцев дома сидел. Он такого же возраста, как я, частная фирма, где он работал, закрылась. И устроиться было крайне сложно. С прошлой осени и до весны мы жили только на мою пенсию и зарплату. Если бы еще и я не работала…
Александру Ралино 63 года, работает водителем автобуса. Общий трудовой стаж — 39 лет.
— Я вышел по льготной пенсии в 55 лет. У меня было 20 лет выработки на автобусе, и по закону можно было уйти на пенсию раньше. Но дома сидеть не хотелось — одному скучно, да и жена работала еще. И до сих пор работает. Вот и я с ней за компанию. Пенсия у меня чуть больше 300 рублей, — рассказывает мужчина. — Но люди и на меньшую пенсию живут. Наверное, и я приспособился бы. Внуков пока нет у меня, дети сами работают, нормально зарабатывают. Так что деньги в основном уходят на продукты, оплату квартиры. Мне уже одеваться «по-крутому» не надо.
— Зато вам надо следить за здоровьем. После 60-ти продлевать водительскую справку нужно каждый год…
— Так все равно к врачу надо хотя бы раз в год сходить для профилактики. Сразу в свою поликлинику идешь, потом анализы сдать нужно, а потом уже и на автомобильную комиссию справку берешь. В плане здоровья не сказал бы, что сложнее стало работать. Поэтому отдыхать не тороплюсь, еще годик хочу точно баранку покрутить. А там дальше видно будет.
— Работа у вас достаточно нервная — постоянно за рулем, а еще и пробки на дорогах в часы пик…
— А надо просто быть оптимистом. Кто-то постоянно нарушает правила, а другие, наоборот, слишком аккуратно ездят по городу. И с пассажирами конфликтовать не надо. Тогда и рабочий день спокойно пройдет. У нас, наверное, самое сложное — подняться рано утром. Два дежурных автобуса на работу подвозят, один в 4 утра выходит, второй в 5. Так вот мне на первый тяжеловато вставать, а на второй уже нормально. График — 4 дня работаешь, два отдыхаешь. И чередуются первая и вторая смены. Сами смены, кстати, разные бывают — и 3?4 часа, и 10 часов. Зависит от маршрута, от времени движения… Я же не единственный работающий пенсионер на городском транспорте, хватает нас. Хотя как раз в этом году многие ушли. Те, кто моложе, 55?56 лет, другую работу просто нашли, спокойнее.
Міхаілу Лінніку 61 год, ён працуе вартаўніком. Агульны працоўны стаж — 41 год.
— Я да выхаду на пенсію працаваў грэйдэрыстам. І на трасе Магілёў - Мінск, і на трасе Гомель — Мінск, і на другой кальцавой… Пасля выхаду на пенсію адразу застаўся працаваць. Грошы можна было нядрэнныя мець. Але здароўе ўжо не тое. 11 год назад дыягнаставалі дыябет, трэба інсулін рэгулярна калоць. І ногі баляць, бачу ўжо не так добра, як раней… Ды і цяжка працаваць ужо весь тыдзень. Хаця нават і ў такіх умовах застаўся б грэйдэрыстам, у мяне кантракт вось-вось толькі скончыўся, ён быў падпісаны да сярэдзіны лістапада. Але я летась будоўлю зацеяў, часу не хапала на ўсё. Вось і пайшоў шукаць варыянты. Спачатку на пілараме працаваў, зараз вось вартаўніком. А што кепскага? Суткі парабіў - трое свабодны. Можна і ў сваёй хаце што паспець зрабіць.
— А грошы?
— Пенсія мая крыху больш за 300 рублёў. На ежу, таблеткі якія ў аптэцы прыдбаць ды за хату заплаціць хапае на пару с жонкай. А вось каб купіць што вартае — тут і прыходзіцца круціцца, шукаць, дзе працаваць. Каб не было фінансавых праблем — зразумела, дома б сядзеў.
— І колькі вы плануеце яшчэ працаваць?
— Буду рабіць, пакуль сілы ёсць.
Для людей старших возрастов характерно развитие хронических заболеваний, нарастающих с годами. Хронические болезни снижают трудоспособность, поэтому для лиц послепенсионного периода для продолжения трудовой деятельности большую роль играют условия труда. Возникающие на разных уровнях проблемы (социально-экономические, социологические, медико-социальные), связанные с постарением населения, решаются комплексно. Накоплен положительный опыт организации труда пенсионеров и инвалидов во многих городах. Люди по-разному относятся к пенсионному возрасту. Значительная часть населения, получив материальную поддержку со стороны государства, рассматривает это как право на покой, на заслуженный отдых.
Действительно, получение пенсии дает возможность человеку оставить работу или пойти работать на льготных условиях в зависимости от состояния своего здоровья и потребностей. Рассмотрим некоторые стороны как пессимистического, так и оптимистического отношения к своему старению, различного подхода к решению вопроса, продолжать ли трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста. Люди, оптимистически настроенные к своему старению и старости, считают свои зрелые годы «золотой осенью» жизни, находят в нем свои радости и интересы.
С выходом на пенсию происходит резкое нарушение привычного режима, меняются повседневные привычки, сложившиеся на протяжении длительного периода времени. Исследования, проведенные сотрудниками Института геронтологии, показали: довольно значительная часть неработающих пенсионеров ведет пассивный, нездоровый образ жизни, что ухудшает их здоровье и способствует быстрому старению. На здоровье неработающих пенсионеров отрицательно влияет отсутствие трудового коллектива, дающего человеку моральное удовлетворение и сознание своей общественной полезности. Наряду с оптимистами нередко встречаются и пессимисты. В старении они видят только отрицательные стороны, а свое будущее - отягощенным болезнями, одиночеством, немощью и сознанием своей бесполезности.
Чаще всего пессимистами становятся люди, которые морально не были готовы к пенсионному периоду, вели нездоровый образ жизни, не умели с пользой для себя и окружающих использовать свое свободное время. В этом случае приходит преждевременная старость - «пенсионная болезнь». Постоянно проводятся мероприятия, направленные на улучшение здоровья пожилых людей. Проводится большая работа по организации медико-социальных центров.
Участие в трудовом процессе стимулирует пенсионеров более тщательно следить за своим здоровьем, с тем чтобы без перерыва «быть в строю». Они, по данным проведенных нами исследований, охотнее, чем более молодые люди, посещают врачей и предъявляют повышенные требования к медицинскому обслуживанию.
Своевременную квалифицированную медицинскую помощь лицам старших возрастов оказывают во всех лечебно-профилактических и специальных учреждениях. Более 9 тысяч престарелых граждан и инвалидов лечатся в 55 пансионатах. За каждым пансионатом закреплены лечебно-профилактические учреждения, которые дают возможность расширять объем профилактической, консультативной и стационарной помощи. В пансионатах проводится также диспансеризация.Проводится лечение пожилых для предотвращения преждевременного старения.
Старость как таковая наступает не сразу, она является результатом длительного процесса, и поэтому трудно определить время ее наступления. Границы старости биологами, психологами, юристами и экономистами определяются по-разному. Демографы и социологи за начало демографической старости чаще всего принимают возраст 60 лет и с этого периода ведут отсчет старения населения в регионе. Наступление пенсионного возраста лишь весьма условно можно считать началом старости, принимая во внимание, что процесс старения у отдельных лиц и групп населения протекает неодинаково, индивидуально, что старение организма зависит от многочисленных внешних причин.
В нашей стране законом установлено время выхода на пенсию по старости. Но этот возраст еще не означает наступление старости. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите много трудоспособных людей, перешагнувших пенсионный рубеж. Пенсионер по старости в зависимости от желания работать, степени сохранности здоровья и трудоспособности может работать в прежнем режиме или видоизменить свою трудовую деятельность путем создания облегченных условий труда, трудиться неполную рабочую неделю. Труд - основа нашей жизни, именно он продляет ее.
Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал, что право на труд - это не только право на заработок, это прежде всего право на творчество, участие в решении государственных задач. Если после прочтения нашей статьи даже некоторая часть граждан в предпенсионном возрасте наметит планы на дальнейшую жизнь и определит свое отношение к труду, а после выхода на пенсию будет продолжать вести здоровый образ жизни, сочетая посильную работу с общественными и семейными делами, активно отдыхать, авторы будут удовлетворены своей работой.
Проблема правового регулирования труда лиц старших возрастных групп в настоящее время как никогда приобретает особую актуальность, что связано с ростом численности пенсионеров по возрасту и стремлением многих лиц, достигших пенсионного возраста, продолжать работу на производстве.
Отсутствие желания оставить работу у лица, получившего право на пенсию, обусловлено рядом причин. С одной стороны, человеку, привыкшему жить и работать в коллективе, трудно порвать с прошлой жизнью, с другой - низкий уровень пенсии, а иногда задержки в ее выплате резко ухудшают его материальное положение. Потеря своего социального статуса, активного образа жизни тяжело переносится пожилым человеком. Вот почему большинство пенсионеров хотят как можно дольше оставаться в «рабочем строю», и лишь незначительная часть их воспринимает переход на пенсию как желаемое основание ухода на заслуженный отдых.
Использование труда пенсионеров, сохранивших трудоспособность и желание трудиться, имеет немаловажное значение не только для самого пожилого человека, но и в решении проблемы рационального использования трудовых ресурсов. Это тем более важно, что уже в настоящее время доля граждан старшего поколения составляет свыше 20 % населения, а в долгосрочной перспективе процесс старения населения страны усилится.
Между тем в условиях экономической нестабильности, спада производства, появления негосударственных организаций-работодателей лица пожилого возраста оказались наиболее незащищенными и малоконкурентоспособными на рынке труда. Стремление работников, достигших пенсионного возраста, продолжать работать сталкивается с нежеланием на то работодателя. В объявляемых в средствах массовой информации приглашениях на вакантные места прямо указывается ограничение возраста.
Среди работодателей бытует мнение об обязательном оставлении работы с наступлением права на пенсионное обеспечение, поскольку-де с этого момента лицо становится нетрудоспособным. На самом деле это не так.
В рамках полного жизненного цикла человека условно можно выделить три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Трудовую деятельность человека связывают, как правило, с трудовым периодом, который, согласно законодательству, соответствует определенному возрасту: для мужчин - с 16 до 60 лет, для женщин - с 16 до 55 лет.
Однако с возрастом 55 и 60 лет (соответственно для женщин и мужчин) связано наступление права на пенсионное обеспечение, но этот возраст не является верхним пределом трудоспособности, поскольку закон устанавливает лишь возраст (16 лет), с которого наступает трудовая праводееспособность. С возрастом
16-55 (60) лет связывают трудоспособность граждан условно. В труде могут участвовать лица дотрудового (14-15-летние подростки) и послетрудового возраста - пенсионеры по возрасту.
Таким образом, закон устанавливает нижний возрастной предел для занятия трудовой деятельностью. Верхнего трудового предела не существует. Имеющиеся возрастные ограничения для некоторых категорий работников (госслужащих, руководителей вузов и др.) касаются права занятия определенной должности, но не лишения права на труд в целом.
Другое дело, что к трудовой деятельности допущены лица, обладающие определенной трудоспособностью, т. е. способностью к труду, которая, как правило, зависит от состояния их здоровья.
Как известно, трудоспособность подразделяется на три вида:
- общая - способность к выполнению всякой работы в обычных условиях;
- профессиональная - способность к работе по определенной профессии, должности, в определенных условиях;
- неполная (ограниченная) - способность работать лишь в облегченном режиме.
Нетрудоспособность обычно связывают с инвалидностью, хотя и с признанием инвалидом гражданин нет лишается принадлежащих ему конституционных прав, в том числе права на свободу труда. Не случайно согласно ст. 25 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид при определенных условиях может претендовать на предоставление подходящей работы.
Что же касается лиц, достигших пенсионного возраста, то исходя из ст. 37 Конституции РФ именно им принадлежит исключительное право распоряжаться имеющимися у них способностью к труду.
Следовательно, пожилой человек, ставший пенсионером по возрасту, продолжает оставаться равноправным субъектом трудового права. Конечно, продолжать работу могут только пенсионеры, которым это позволяет здоровье. А как показывают медицинские исследования, продолжительные работы, как правило, оказывают благотворное воздействие на состояние здоровья пожилого человека.
Разумеется, на определенном этапе у пожилых людей происходит снижение трудоспособности. Однако снижение трудоспособности в связи с возрастом - сложный и сугубо индивидуальный процесс, который протекает у всех людей по-разному. Хронологический (календарный) и биологический возраст старости, когда можно говорить о четко выраженных признаках снижения трудоспособности, не совпадают. Кроме того, и наступившее снижение общей трудоспособности вполне компенсируется более высокими трудовыми навыками и не влечет непременного снижения профессиональной трудоспособности.
Как известно, регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений исходит из общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ. Целью такого регулирования является создание благоприятных и справедливых условий труда, обеспечивающих равенство прав и возможностей всех работников.
Соблюдение принципа равенства при установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод одновременно требует дифференцированного подхода к участникам трудового процесса, что вызывает необходимость в создании специальных норм, частично обеспечивающих применение общих правил в отношении одних работников либо устанавливающих по тем же вопросам дополнительные гарантии для других.
Такая дифференциация имеет место в регулировании труда лиц пожилого возраста.
Дифференцированный подход к лицам пожилого возраста предопределил некоторые особенности в регулировании их труда.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ гражданам пожилого возраста обеспечивается государственная поддержка. В связи с этим в трудовом и пенсионном законодательстве для работающих пенсионеров по возрасту предусмотрены льготы и дополнительные гарантии. Одной из таких льгот является выплата пенсий работающим пенсионерам.
Пенсионеры принимаются на работу, как правило, в общем порядке.
При наличии производственной необходимости работодатель не вправе отказать пожилому человеку, сохранившему трудоспособность, в приеме на работу по тому основанию, что он - пенсионер.
В соответствии со ст. 59 ТК РФ с пенсионерами по возрасту заключается трудовой договор на определенный срок до 5 лет. Между тем согласно ст. 58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на определенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Как видно, норма о заключении срочного трудового договора с лицами пенсионного возраста явно не вписывается в условия, при которых согласно ТК РФ заключается договор на определенный срок. Эта норма снижает уровень защищенности в сфере труда лиц пенсионного возраста.
Говоря о норме, устанавливающей возможность заключения срочного трудового договора с пенсионерами, следует иметь в виду, что она распространяется на них в том случае, если после увольнения они поступают на работу вновь.
Кстати, при увольнении лиц по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости их непрерывный стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе.
Как уже отмечалось, достижение работником пенсионного возраста не ограничивает его трудовых прав. Тем не менее в прошлом трудовом законодательстве имел место прецедент включения в него нормы (п. 11 ст. 33 КЗоТ РСФСР) о возможности расторжения трудового договора по инициативе администрации с лицами, достигшими пенсионного возраста, при наличии у них права на полную пенсию по старости. Однако, просуществовав недолго, эта норма была отменена.
Таким образом, пенсионеры могут быть уволены по тем же основаниям, что и другие работники.
Особо необходимо коснуться расторжения трудового договора с лицами пожилого возраста в случае сокращения численности или штата работников.
Следует отметить, что порядок увольнения по п. 2 ст. 81 ТК РФ един для всех работников: увольнение лица пожилого возраста по сокращению численности (штата) работников признается правомерным лишь при полном соблюдении работодателем всех правил, установленных законодательством и коллективным договором данной организации. В частности, увольнение допускается при условии, если работника невозможно перевести с его согласия на другую работу или работник отказался от предложенной ему работы. При этом под другой работой, которая может быть предложена работнику, понимается работа (должность), соответствующая той, которую он выполнял до увольнения, а при отсутствии таковой - вакантная должность (нижеоплачиваемая работа), которую он может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. Работодатель обязан предложить все имеющиеся вакансии, в том числе появившиеся после уведомления работника о предстоящем увольнении, что характерно для случаев, когда в интересах производства в штатное расписание вместо упраздненных должностей вводятся другие без уменьшения общей численности работников. Причем предложение перевода на вакантную должность высвобождаемого работника не может ограничиваться рамками подразделения, где он трудился: ему должны предлагаться и вакансии, имеющиеся в других структурных подразделениях организации, являющихся частью юридического лица.1
Бытует мнение о том, что увольнение по п. 2 ст. 81 ТК РФ в первую очередь касается лиц, достигших пенсионного возраста. Такое мнение зачастую не согласуется с требованием ч. 1 ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе лиц с более высокой производительностью труда и квалификацией, поскольку, как правило, большинство лиц старших возрастных групп надолго сохраняют профессиональную трудоспособность и высокие навыки в труде.
В целях избавления от лиц пенсионного возраста работодатели предпринимают различные способы, в частности внесение изменений в штатное расписание, приводящих к сокращению работников. Известны случаи внесения в коллективные договоры условия о первоочередности сокращения лиц, достигших пенсионного возраста 2.. Такое условие не может применяться, поскольку согласно ст. 9 ТК РФ коллективные договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством.
Ныне, в условиях спада производства, когда идет интенсивное высвобождение работников, естественно, в первую очередь увольняются люди пенсионного возраста. Однако пожилые граждане в случае сокращения штата или численности становятся кандидатами на увольнение не потому, что они достигли пенсионного возраста, а потому, что, в отличие от более молодых работников, они имеют средство для существования, обеспечиваемое пенсией.
Говоря о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, следует заметить, что в ранее действовавшем законодательстве (ст. 34 КЗоТ РФ) одним из факторов, определявших предпочтение в оставлении на работе при равной производительности и квалификации, являлся длительный стаж непрерывной работы. В ныне действующем законодательстве (ст. 179 ТК РФ) такой нормы не содержится, что также снижает уровень защищенности работников пожилого возраста, проработавших длительное время в данной организации.
При увольнении по собственному желанию в связи с переходом на пенсию работник вправе оставить работу до истечения двухнедельного срока, предусмотренного для предупреждения работодателя. К сожалению, в отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 124 КЗоТ РФ), исключающего в этом случае задержание из заработной платы этого работника отпускных за неотработанные дни полученного авансом отпуска, ныне действующее законодательство (ст. 137 ТК РФ) такой льготы для лиц пенсионного возраста при их увольнении не предусматривает.
Согласно ст. 128 ТК РФ работающим пенсионерам по их просьбе может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в году. Следует отметить, что и в этой части прошлое законодательство устанавливало более высокий уровень гарантии: отпуск без сохранения заработной платы работающим пенсионерам по возрасту мог предоставляться продолжительностью до двух месяцев в году.
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания оказывают помощь гражданам пожилого возраста в профессиональной подготовке и трудоустройстве.
Граждане пожилого возраста, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Этим работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Пенсионерам по возрасту предоставляется преимущественное право на заключение трудового договора в качестве надомника, что отвечает интересам лиц, нуждающихся в сокращении объема работ, снижении производственного ритма и индивидуализации режима труда и отдыха.
Следует иметь в виду, что организация труда в надомных условиях допускается только для лиц, имеющих необходимые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки (либо они могут быть обучены этим навыкам) в целях выполнения соответствующих работ. Кроме того, согласно ст. 311 ТК РФ работы, поручаемые надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Следовательно, несмотря на то, что работа выполняется на дому, работодатель не освобождается от обязанности обеспечения безопасных условий труда работнику (предоставление средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих веществ, соблюдение режима труда и отдыха, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проверка знания требований охраны труда и др.).
Потребность пожилых людей в продолжении трудовой деятельности и возможность использования их труда вызывает необходимость в решении проблемы их занятости.
Как известно, понятие «занятость» применяется в широком и в узком смысле. В широком смысле занятость означает форму времяпрепровождения человека в процессе жизнедеятельности. В узком смысле занятость связывают с его трудовой деятельностью (трудом), под которой понимается сознательная, целенаправленная и легитимная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ для удовлетворения определенных человеческих потребностей.
Применительно к лицам пожилого возраста под занятостью следует понимать деятельность, связанную с удовлетворением их личных и общественных потребностей, приносящую им заработок, трудовой доход.
Как известно, все трудоспособное население в зависимости от того, участвует ли оно в общественно полезной деятельности или нет, можно разделить на две категории: занятых и незанятых. К числу незанятого населения относятся неработающие пенсионеры по старости.
Согласно Федеральному закону «О занятости населения в Российской Федерации» эта категория граждан не может быть признана безработной, т. е. в отличие, например, от инвалидов, имеющих трудовую рекомендацию, лица пожилого возраста не могут быть зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска для них подходящей работы.
Таким образом, необходимость и целесообразность использования труда лиц пожилого возраста не только не подкрепляется правовой базой, а наоборот, вступает в противоречие с законодательством. Такая несогласованность политики и закона в области занятости лиц пожилого возраста отрицательно сказывается на обеспечении реализации их трудовых прав. Именно поэтому, несмотря на то что законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение в нашей стране, единое, занятость пенсионеров по возрасту различна. При этом уровень их занятости резко колеблется в зависимости от района, отрасли экономики, пола, профессии, возрастной структуры населения, структуры производства, степени обеспеченности производства рабочей силой и других обстоятельств.
Показатели занятости лиц пожилого возраста ниже в тех отраслях и производствах, в которых выше физическое и психическое напряжение, и выше там, где выше уровень технического прогресса. Важное значение приобретают наличие и масштабы таких работ, где труд пенсионеров может быть использован более эффективно.
Высокий удельный вес лиц старших возрастных групп в общей численности занятого населения характерен для жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения. Наиболее низкий процент работающих пенсионеров - в строительстве и промышленности, а также на транспорте.
Неодинаков уровень занятости пенсионеров среди различных профессий. Наиболее высокие показатели их занятости - например, среди врачей. Низкие показатели занятости характерны, например, для работников текстильной промышленности.
Высокая занятость пенсионеров наблюдается в крупных городах, а в сельской местности она ничтожно мала.
Значительное влияние на занятость оказывает распределение лиц старших возрастных групп по полу. В настоящее время среди пенсионеров большую часть составляют женщины, однако их трудовая активность значительно ниже, чем мужчин, что зависит от большей занятости женщин домашней работой. Вместе с тем, хотя ведение домашнего хозяйства и уход за внуками сдерживает занятость женщин, в семьях, где материальная обеспеченность ниже, заинтересованность женщин в общественном труде выше. Социологические обследования свидетельствуют о том, что занятость пенсионеров, проживающих с детьми и внуками, выше, чем одиноких супружеских пар.
Труд пенсионеров по возрасту, так же как и инвалидов, может применяться в двух основных организационных формах: на обычных предприятиях, где обеспечивается максимальное использование опыта и навыков, и на предприятиях, созданных специально для применения труда инвалидов и других лиц с ограниченной трудоспособностью.
Как правило, лица, достигшие пенсионного возраста, при желании продолжить трудовую деятельность предпочитают оставаться на прежней работе, к которой они приспособились, даже если в другом месте им предлагается более выгодная в материальном отношении работа.
Перемена места работы связана, главным образом, с переходом на работу по месту жительства или на предприятие с более благоприятными условиями труда.
Занятость на специализированных предприятиях предпочтительна тогда, когда из-за снижения трудоспособности работа на предприятии общего типа, даже при изменении в лучшую сторону условий труда, невозможна.
Основная проблема использования труда пенсионеров заключается не столько в возвращении на производство ушедших с работы, сколько в сохранении на работе тех лиц, которые, имея право выйти на пенсию, продолжают работать.
Решение проблемы использования труда пенсионеров немыслимо без создания для них соответствующих условий труда. Как показывают социологические обследования, лица старших возрастных групп более требовательны к условиям труда по сравнению с работниками молодого или среднего возраста.
И хотя, как отмечалось, у работающих пенсионеров квалификация не снижается, нередко они нуждаются в сокращении объема работ, в изменении производственного ритма. Поэтому условия труда, в частности режим рабочего времени и времени отдыха, должны соответствовать трудоспособности конкретного пожилого человека. Не случайно при трудоустройстве пенсионеры отдают предпочтение тем видам трудовой деятельности, которые не требуют единого ритма и темпа работ, а наоборот, допускают индивидуальное моделирование режима труда и отдыха и выполнения рабочего задания по количеству и качеству сообразно собственным возможностям.
Именно при наличии таких условий продолжать трудовую деятельность готово большинство лиц пожилого возраста.
Исследования показывают, что отсутствие желания работать у определенной части пожилых людей связано либо с состоянием здоровья, либо с занятостью ведением домашнего хозяйства. Однако влияние этих и других факторов, сдерживающих возможность трудиться, может быть ослаблено путем широкого распространения для пожилых людей надомного труда и режима неполного рабочего времени в производственных условиях.
Организация труда по режиму неполного рабочего времени представляет особый интерес и с позиции расширения занятости пожилых людей, и с позиции увеличения продолжительности их трудовой жизни. Представляется, что неполный рабочий день в большей степени, нежели неполная рабочая неделя, отвечает интересам, как производства, так и работников.
Неполный рабочий день исключает сверхурочную и ночную работу. У лиц, работающих неполный рабочий день, часовая выработка обычно выше, у них реже наблюдаются неявки на работу по уважительным причинам. Неполное рабочее время дает возможность приспосабливать время работы в день, в неделю к возможностям и потребностям лиц пожилого возраста.
Для пожилого человека режим неполного рабочего времени может явиться переходным этапом между временем, когда ранее он выполнял полную меру труда, и окончательным оставлением работы.
Использование труда пенсионеров по возрасту имеет существенное значение как для них самих, так и для формирования дополнительного резерва трудовых ресурсов, в связи с чем проблема обеспечения пожилых людей возможностью трудиться заслуживает большего внимания со стороны государства и общества.
Накоплен положительный опыт организации труда пенсионеров и инвалидов во многих городах. Люди по-разному относятся к пенсионному возрасту.
Значительная часть населения, получив материальную поддержку со стороны государства, рассматривает это как право на покой, на заслуженный отдых.
Действительно, получение пенсии дает возможность человеку оставить работу или пойти работать на льготных условиях в зависимости от состояния своего здоровья и потребностей.
Рассмотрим некоторые стороны как пессимистического, так и оптимистического отношения к своему старению, различного подхода к решению вопроса, продолжать ли трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста. Люди, оптимистически настроенные к своему старению и старости, считают свои зрелые годы «золотой осенью» жизни, находят в нем свои радости и интересы.
С выходом на пенсию происходит резкое нарушение привычного режима, меняются повседневные привычки, сложившиеся на протяжении длительного периода времени.
Исследования, проведенные сотрудниками Института геронтологии, показали: довольно значительная часть неработающих пенсионеров ведет пассивный, нездоровый образ жизни, что ухудшает их здоровье и способствует быстрому старению.
На здоровье неработающих пенсионеров отрицательно влияет отсутствие трудового коллектива, дающего человеку моральное удовлетворение и сознание своей общественной полезности. Наряду с оптимистами нередко встречаются и пессимисты. В старении они видят только отрицательные стороны, а свое будущее - отягощенным болезнями, одиночеством, немощью и сознанием своей бесполезности.
Чаще всего пессимистами становятся люди, которые морально не были готовы к пенсионному периоду, вели нездоровый образ жизни, не умели с пользой для себя и окружающих использовать свое свободное время.
В этом случае приходит преждевременная старость - «пенсионная болезнь». Постоянно проводятся мероприятия, направленные на улучшение здоровья пожилых людей. Проводится большая работа по организации медико-социальных центров.
Старость как таковая наступает не сразу, она является результатом длительного процесса, и поэтому трудно определить время ее наступления. Границы старости биологами, психологами, юристами и экономистами определяются по-разному. Демографы и социологи за начало демографической старости чаще всего принимают возраст 60 лет и с этого периода ведут отсчет старения населения в регионе.
Наступление пенсионного возраста лишь весьма условно можно считать началом старости, принимая во внимание, что процесс старения у отдельных лиц и групп населения протекает неодинаково, индивидуально, что старение организма зависит от многочисленных внешних причин. В нашей стране законом установлено время выхода на пенсию по старости. Но этот возраст еще не означает наступление старости.
Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите много трудоспособных людей, перешагнувших пенсионный рубеж. Пенсионер по старости в зависимости от желания работать, степени сохранности здоровья и трудоспособности может работать в прежнем режиме или видоизменить свою трудовую деятельность путем создания облегченных условий труда, трудиться неполную рабочую неделю.
Труд - основа нашей жизни, именно он продляет ее. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал, что право на труд - это не только право на заработок, это прежде всего право на творчество, участие в решении государственных задач.
Если после прочтения нашей статьи даже некоторая часть граждан в предпенсионном возрасте наметит планы на дальнейшую жизнь и определит свое отношение к труду, а после выхода на пенсию будет продолжать вести здоровый образ жизни, сочетая посильную работу с общественными и семейными делами, активно отдыхать, авторы будут удовлетворены своей работой.
Каждый человек хочет обладать высокой умственной работоспособностью, чтобы быстро и эффективно справляться с производственными нагрузками, успешно решать всевозможные проблемы. От умственной работоспособности зависит, насколько умело исполняет человек свои служебные обязанности, а также возможность его профессионального совершенствования и роста.
В целом можно расценивать умственную работоспособность в качестве важнейшего показателя функционального состояния психики, да и, пожалуй, всего организма.
Этот показатель отражает также способность человека успешно адаптироваться к среде, управлять ситуацией и определяет в конечном счете степень внутреннего комфорта и жизненного статуса человека.
Проблема сохранения и поддержания умственной работоспособности приобретает большое значение в связи с тем, что приходится решать сложные социальные и производственные задачи.
Интеллектуальный потенциал общества в целом складывается из социального статуса каждого отдельного человека.
В последние десятилетия в связи с продолжающейся и углубляющейся научно-технической революцией резко уменьшается количество профессий, связанных исключительно с физическим трудом, и возрастает число умственных видов деятельности. Не говоря уже о многочисленных НИИ, КБ и других учреждениях, где доминирует интеллектуальная работа, деятельность программистов и операторов электронно-вычислительных машин, канцелярских работников также претерпела значительные изменения.
Даже в сельское хозяйство, где в течение многих веков традиционно преобладал сугубо физический труд, в последнее время проникают нетипичные для этой отрасли народного хозяйства операторские виды работ в системе агропромышленного комплекса, связанные с управлением механизированными трудовыми процессами, например на животноводческих крупных фермах.
Даже в обычных учреждениях и на предприятиях наблюдается увеличение автоматизации производственных процессов, не говоря уже о том, что происходит интенсивное внедрение в различные отрасли промышленности роботов, а это заставляет людей, работающих в современных условиях, постоянно работать над собой.
Стоит упомянуть и тот факт, что процесс усложнения и модернизации научно-экономического развития общества непрерывен. Постоянно возрастают требования к качеству продукции, усложняется и обновляется технология, появляются все более «разумные» приборы и аппараты. Естественно, что уровень профессиональной подготовленности, общий кругозор, специальные знания современных специалистов должны повышаться.
Известно, что в наиболее передовых направлениях научно-технического развития «багаж» информации коренным образом обновляется каждые 5-10 лет. Конечно, все это предъявляет к людям, непосредственно занятым в быстро развивающихся сферах, высокие, но вполне осуществимые (с медико-психологической точки зрения) требования.
Жизнь требует от каждого постоянно «расти», нужно читать, «переваривать» и отсеивать поток информации, а также учиться развивать свои психологические свойства: сообразительность, оперативную и долгосрочную память, внимание, логику.
За последние годы в стране осуществлены крупные мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения, повышению материального благосостояния пенсионеров по старости и инвалидов. Значительно расширилось участие этой категории населения в сфере производства, бытового обслуживания, в общественной жизни.
Вместе с тем имеющиеся возможности для более широкого привлечения пенсионеров, инвалидов и лиц, занятых в домашнем хозяйстве, к общественно полезному труду используются еще недостаточно. Медленно развивается сеть предприятий, цехов и участков, предназначенных для использования труда этих категорий населения, не выполняются планы строительства новых и расширения действующих предприятий. Нередко средства, выделяемые на расширение указанных предприятий, цехов и участков, используются на другие цели. Отдельные предприятия, цехи и участки, использующие труд пенсионеров по старости, инвалидов и лиц, занятых в домашнем хозяйстве, размещены в помещениях, не отвечающих требованиям производственной санитарии и техники безопасности, испытывают серьезные трудности в материально-техническом снабжении, плохо обеспечиваются транспортными средствами.
Все еще слабо привлекаются пенсионеры по старости, инвалиды и лица, занятые в домашнем хозяйстве, для работы в сфере бытового обслуживания населения и в торговле, а также для работы на дому и с неполным рабочим днем (неполной рабочей неделей).
В целях дальнейшего улучшения использования труда пенсионеров по старости, инвалидов и лиц, занятых в домашнем хозяйстве, Совет Министров СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обязать Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства СССР:
принять дополнительные меры к более широкому привлечению трудоспособных пенсионеров по старости, инвалидов и лиц, занятых в домашнем хозяйстве, для работы на предприятиях, на которых они работали ранее, на предприятиях, связанных с производством товаров народного потребления, а также в торговле и в сфере бытового обслуживания населения;
обеспечить расширение действующих и строительство новых предприятий (производственных объединений), цехов и участков, предназначенных для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов.
2. Рекомендовать Советам Министров союзных республик:
сосредоточить предприятия (производственные объединения), предназначенные для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов, в основном в системе министерств местной промышленности;
принимать по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами СССР решения о передаче (там, где это целесообразно) в установленном порядке предприятий (цехов), предназначенных для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов, из ведения указанных министерств и ведомств СССР в ведение министерств местной промышленности;
принять дополнительные меры к расширению использования труда надомников в сфере материального производства и бытового обслуживания населения.
3. Советам Министров союзных республик в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1966 г. N 970 обеспечить изучение состава и учет желающих поступить на работу трудоспособных пенсионеров по старости, инвалидов и других лиц, не занятых в общественном производстве, улучшить информацию населения о потребностях предприятий и организаций в рабочей силе, в том числе для работы с неполным рабочим днем (неполной рабочей неделей).
Обязать руководителей предприятий и организаций сообщать органам по использованию трудовых ресурсов и органам социального обеспечения сведения о вакантных должностях и рабочих местах, на которых могут быть использованы трудоспособные пенсионеры по старости и инвалиды.
4. Поручить Госплану СССР совместно с Министерством финансов СССР, Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ЦСУ СССР в 3-месячный срок определить порядок установления плановых и отчетных показателей (объем производства, производительность труда и другие) предприятиям (производственным объединениям), применяющим преимущественно труд пенсионеров по старости и инвалидов, с тем чтобы создать экономическую заинтересованность этих предприятий (производственных объединений) в более широком использовании труда указанных лиц.
5. Предоставить право руководителям предприятий и организаций по согласованию с комитетами профсоюзов:
уменьшать инвалидам III группы и пенсионерам по старости, работающим на предприятиях (в производственных объединениях), в цехах и на участках, предназначенных для использования труда этих лиц, в связи с их пониженной трудоспособностью нормы выработки не более чем на 10 процентов, а инвалидам I и II групп - на 20 процентов;
устанавливать для инвалидов III группы, работающих на дому, нормы выработки и расценки на уровне, предусмотренном для инвалидов III группы, работающих в цехах;
производить оплату труда инвалидов I и II групп, работающих на дому, по расценкам, установленным для инвалидов I и II групп, работающих в цехах.
6. Установить с 1 октября 1973 г. для инвалидов, работающих на предприятиях (в производственных объединениях), в цехах и на участках, предназначенных для использования труда этих лиц (если они не пользуются правом на получение более высоких льгот), следующие льготы:
инвалидам I и II групп - 6-часовой рабочий день (36 часов в неделю) и ежегодный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня;
инвалидам III группы, а также инвалидам I и II групп, работающим на дому, - ежегодный отпуск продолжительностью 18 рабочих дней.
Работающим пенсионерам по старости и инвалидам I и II групп предоставлять, по их желанию, отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 2 месяцев.
7. Установить, что предприятия (производственные объединения), цехи и участки (кроме предприятий бытового обслуживания населения), предназначенные для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов, независимо от ведомственного подчинения этих предприятий, цехов и участков, могут направлять на расширение и совершенствование производства, на материальное поощрение и улучшение социально-культурных и жилищных условий работников прибыль (за вычетом платы за производственные фонды и процентов за кредит):
в размере 50 процентов, если пенсионеры по старости и инвалиды составляют не менее 50 процентов общей численности работающих;
в размере 35 процентов, если пенсионеры по старости и инвалиды составляют от 30 до 50 процентов общей численности работающих, в тех случаях, когда для данных предприятий постановлением Совета Министров СССР от 30 сентября 1966 г. N 794 не установлены более высокие размеры отчислений;
в размере, предусмотренном пунктом 3 указанного постановления, если пенсионеры по старости и инвалиды составляют менее 30 процентов общей численности работающих.
Разрешить Советам Министров союзных республик увеличивать предприятиям (производственным объединениям), на которых пенсионеры по старости и инвалиды составляют не менее 50 процентов общей численности работающих, размер отчислений от прибыли до 70 процентов при полном освоении средств, оставленных на развитие этих предприятий (производственных объединений).
Прибыль, оставляемая в распоряжении предприятий (производственных объединений), предназначенных для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов, в соответствии с настоящим постановлением направляется:
на строительство новых, реконструкцию и расширение действующих предприятий (производственных объединений), цехов и участков сверх плана капитальных вложений; на подготовку и переподготовку кадров;
на погашение кредитов Стройбанка СССР и Госбанка СССР, полученных на строительство новых, реконструкцию и расширение действующих предприятий (производственных объединений);
на жилищное и культурно-бытовое строительство в размере до 15 процентов указанной прибыли предприятий (производственных объединений);
на образование фондов экономического стимулирования.
Предприятия, предназначенные для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов, переведенные на новую систему планирования и экономического стимулирования, образуют фонды предприятия в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 729 в порядке, определяемом Госпланом СССР, Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Министерством финансов СССР совместно с ВЦСПС с учетом специфики работы этих предприятий.
Предприятия местной промышленности, использующие часть прибыли в соответствии с настоящим пунктом, отчисления в фонд развития местной промышленности не производят.
Предоставить право министерствам и ведомствам, в ведении которых находятся предприятия (производственные объединения), предназначенные для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов, перераспределять в случае необходимости по согласованию с этими предприятиями (производственными объединениями) свободные средства, оставляемые в распоряжении предприятий (производственных объединений) в соответствии с настоящим пунктом, используя эти средства только на строительство новых, реконструкцию и расширение действующих предприятий, цехов и участков, применяющих труд пенсионеров по старости и инвалидов.
8. Обязать Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов депутатов трудящихся обеспечить полное использование средств, предусматриваемых на строительство новых, реконструкцию и расширение действующих предприятий (производственных объединений), цехов и участков, предназначенных для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов, и материально-техническое обеспечение этих работ.
9. Предоставить право министерствам и ведомствам СССР разрешать подведомственным предприятиям и организациям принимать долевое участие в строительстве новых, реконструкции и расширении действующих предприятий, цехов и участков, предназначенных для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов, осуществляемых по решениям Советом Министров союзных и автономных республик и исполкомов краевых и областных Советов депутатов трудящихся. Расходы на эти цели производить за счет средств, предусматриваемых в планах капитальных вложений на строительство объектов производственного назначения.
10. Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в планах обеспечение предприятий (производственных объединений), предназначенных для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов, сырьем, материалами, оборудованием, а также малотоннажным автотранспортом для обслуживания лиц, работающих на дому.
Министерствам и ведомствам передавать неиспользованные отходы производства промышленных предприятий (независимо от их ведомственного подчинения) указанным предприятиям (производственным объединениям) и оказывать им помощь в изготовлении нестандартизированного оборудования, технологической оснастки и инструмента.
11. Министерству здравоохранения СССР разработать и утвердить единые санитарные правила эксплуатации и содержания производственных помещений предприятий (производственных объединений), цехов и участков, предназначенных для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов.
12. Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Министерству здравоохранения СССР совместно с ВЦСПС, министерствами и ведомствами СССР обеспечить расширение в подведомственных им научных учреждениях исследований по использованию труда пенсионеров по старости и инвалидов.
13.Поручить ЦСУ СССР рассмотреть с участием Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы вопрос о дополнении действующей статистической отчетности показателями о численности пенсионеров по старости и инвалидов, работающих на предприятиях и в организациях, о количестве работников, занятых неполный рабочий день (неполную рабочую неделю) и работающих на дому.
14. В целях увеличения производства изделий народного потребления и более полного обеспечения населения услугами на основе кустарно-ремесленных промыслов:
а) признать целесообразным снизить размер подоходного налога с доходов, получаемых гражданами от кустарно-ремесленных промыслов.
Внести в Президиум Верховного Совета СССР проект Указа по этому вопросу;
б) ## утратил силу ##
в) рекомендовать Советам Министров союзных республик рассмотреть вопрос о дополнительном сокращении перечня запрещенных ими кустарно-ремесленных промыслов.
15. Признать утратившим силу пункт 3 постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1969 г. N 705 (СП СССР 1969 г. N 23, ст.132).